Операторам «большой тройки» вряд ли удастся выдержать обязательства перед Apple по продажам гаджета iPhone 3G. Причина этого даже не в финансовом кризисе, а в появлении более привлекательных альтернатив от конкурентов. Первой моделью, оправдавшей титул «убийца айфона», стала трубка Nokia 5800 XpressMusic, поступившая в продажу в конце ноября.
По данным «Эльдорадо», Nokia Xpress Music опередила по продажам iPhone 3G на 320%. Директор по связям с общественностью компании Антон Пантелеев рассказал «Газете.Ru», что до конца года ритейлер планирует продать 16 тыс. смартфонов Nokia и только 13,5 тыс. iPhone, при том что последний на два месяца раньше оказался на прилавках магазинов.
По словам Пантелеева,
«Nokia Xpress Music сметают с ходу, поэтому многим покупателям приходится оставлять заказы на телефоны из будущих партий».
Соотношение «цена — качество» не в пользу смартфона Apple: они сопоставимы по функциям, оба оснащены сенсорными экранами, но модель Nokia стоит 14–15 тыс., а самый дешевый iPhone 3G с объемом памяти 4 Гб можно приобрести за 19 тыс., объясняет Пантелеев. Аналитик Mobile Research Group (MRG) Эльдар Муртазин также отмечает «большой успех» Nokia Xpress Music.
Выход новых конкурентов iPhone 3G заставляет экспертов сокращать и без того низкие прогнозы по его продажам.
Муртазин полагает, что до конца года будет продано 75–80 тыс. «яблофонов», а в 2009 году — всего 150–200 тыс. При этом, по данным MRG, «Мегафон» и «Вымпелком» взяли обязательства перед Apple за два года реализовать по 1,5 млн iPhone, а МТС — 1 млн за три года. Cами операторы количество проданных iPhone 3G и объемы своих обязательств перед Apple не раскрывают.
Первоначально прохладное отношение к iPhone 3G было вызвано тем, что к моменту его релиза рынок уже был насыщен «яблофонами» первой модели. Буквально через несколько месяцев после релиза iPhone в США такие гаджеты появились и в России. Их ввозили из США «чемоданным» способом и продавали на радиорынках и через интернет. По данным Mobile Research Group (MRG), по «серым» схемам в Россию было ввезено около полумиллиона iPhone первой модели.
Подобный спрос вынудил Apple включить Россию в число стран, где будет продаваться вторая версия iPhone с поддержкой сетей связи третьего поколения (3G). С этой целью «яблочная» компания заключила соглашения с компаниями «большой тройки».
Но ажиотажного спроса после релиза iPhone 3G в ночь со 2 на 3 октября не последовало: «гаджетоманы» уже успели утолить жажду обладания модным устройством. Позже оказалось, что даже среди купленных в начале октября iPhone 3G доля возвратов cоставила 9–14% (данные MRG). Пользователи жаловались на проблемы в работе программного обеспечения
Операторам, возможно, придется пересмотреть свои договоренности с Apple.
Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая рассказала «Газете.Ru», что «МТС не исключает изменения планов по продажам iPhone, если этого потребует рынок». С ее точки зрения, поддержанию спроса будет способствовать введение новых контрактных предложений, когда цена на телефон значительно снижается, но пользователь обязан заключить с оператором контракт на определенный срок. Представители «Вымпелкома» и «Мегафона» отказались от комментариев на данную тему.
Но, по мнению Муртазина, сотовые компании не могут снизить цены на iPhone, так как в этом случае они будут работать себе в убыток.
Не добавляет операторам оптимизма и падение спроса на мобильные телефоны из-за кризиса. Бывший совладелец «Евросети» Евгений Чичваркин ранее заявлял, что по сравнению с августом осенью продажи упали на 40%. По оценкам Муртазина, в 2009 году рынок сократится на 30%, будет реализовано всего 24–26 млн мобильников. При этом больше всего пострадает сегмент дорогих телефонов, которые часто покупают в кредит.