Новый виток скандала между владельцами «Ингосстраха» разгорелся из-за новой редакции положения о совете директоров, принятом на внеочередном собрании акционеров страховщика в среду. Инициатором документа стал холдинг «Базовый элемент», контролирующий порядка 60% компании. Миноритарные акционеры — чешская финансовая группа PPF Investments — голосовали против. По их мнению, некоторые пункты новой редакции «объективно помешают полноценному осуществлению членами совета директоров (СД) своих полномочий», более того, только усложнят деятельность по управлению страховщиком.
Так, в положении присутствуют ограничения, которые касаются конфиденциальности, а также процессуальных действий по подготовке и проведению заседаний совета. Например, расширен перечень информации, считающейся конфиденциальной. Теперь это вся информация, касающаяся общества и его деятельности. Таким образом, член СД не вправе обсуждать полученную им информацию о деятельности страховщика даже с другими членам совета и фактически с акционером, чьи интересы он представляет.
Это можно делать только на заседаниях совета.
Для того чтобы получить материалы и бюллетени для голосования, члену СД нужно лично прибыть в страховую компанию, то есть по месту проведения заседаний (п. 3.17 положения, имеется у «Газеты.Ru»). Получить все материалы заседания, в том числе и повестку дня, можно исключительно под роспись. Затем, заполнив бюллетень для голосования, член СД обязан его вручить секретарю совета. Копировать материалы, касающиеся страховщика, или делать выписки разрешается только с его письменного позволения (п. 5.8). Таким образом, если в силу даже уважительных причин член СД не может сделать этого лично, он фактически лишен своего права — возможности высказаться по вопросу, принять участие в голосовании по нему.
Затягиваются сроки принятия решений. Согласно новому положению в заседании может быть объявлен перерыв до одного месяца (п. 3.10). В исключительных случаях срок этот может быть даже продлен. При этом о каких исключительных случаях именно идет речь, не сказано.
Решения по вопросам повестки дня, которые рассмотрены до перерыва, не объявляются.
Но члены СД, кто не смог принять участие в заседании до перерыва, могут проголосовать как по ним, так и по другим вопросам и после объявления перерыва. Протокол составляется в течение семи дней, а не трех как раньше (п. 3.30).
Посетить заседание можно лишь по предъявлению одноразового электронного пропуска (п. 3.8).
Эти нововведения крайне расстроили миноритариев. Недавно они так радовались тому, что им удалось отстоять право участвовать в СД через своих представителей, и казалось, что этим стороны наконец продвинулись в решении вопроса управления «Ингосстрахом». «Мы довольны, что наконец-то – по истечении почти целого года напряженных усилий — осуществилось законное право акционеров иметь своих представителей в совете директоров «Ингосстраха», — говорил представитель PPF Investments Ян Пискачек (новый совет был переизбран на внеочередном собрании акционеров 28 ноября. — Прим. ред.). А теперь, выражаясь словами адвоката PPF Юлия Тая,
«новое положение очень напоминает план действий по затруднению работы неугодных мажоритарному акционеру членов совета, которые представляют интересы PPFI».
«Удивляет факт, что сегодня, в условиях кризиса, когда необходимо оперативно принимать важные решения, «Ингосстрах» идет не по пути оптимизации, а по пути бюрократизации. С нами эти изменения не согласовывались, поэтому мы не знаем причин столь жесткого ограничения доступа к информации», — сетует теперь Пискачек.
С другой стороны, в документе закреплены и положительные моменты. Например,
новое положение отменяет дискриминационные требования к членам совета, принятые на внеочередном собрании в январе этого года.
В частности, речь идет об обязательном наличии российского гражданства и постоянного места жительства в РФ, высшего образования исключительно экономического или финансового, признаваемого в России. Эти дополнительные требования «Ингосстраху» пришлось отменить по решению суда всех инстанций, включая ВАС РФ.
Впрочем, очевидно, что этот незначительный плюс вряд сможет нивелировать принятые положением негативные нормы. «Опыт, который мы приобрели в «Ингосстрахе» за последний год, позволяет сделать вывод, что мы имеем дело с очередной попыткой усложнить нашу работу по совместному управлению страховщиком, — говорит Пискачек. — А ведь необходимость открытого конструктивного сотрудничества акционеров особенно актуальна в нынешней сложной экономической ситуации».