Россияне напрасно возмущаются тем, что, несмотря на падение мировых цен на нефть, бензин в стране практически не дешевеет. Это нормальное явление, пояснил премьер-министр Владимир Путин во время общения с народом в прямом эфире. «Нефтяные компании России в настоящее время с каждой тонны экспортируемой нефти несут убыток примерно в $68, — заявил он. — Мы немного снизили налоговую нагрузку на нефтяной сектор, но она еще остается достаточно высокой. И нефтяные компании, конечно, терпят убытки — и в связи с тем, что мировые цены упали, и в связи с тем, что налоги еще остались достаточно высокими».
В этих условиях нефтяники стараются сохранить хоть какие-то доходы и делают это за счет внутреннего потребителя. «Это тоже в известной степени политика государства», — отметил Путин.
Когда цены на нефть были высокими, потребитель платил и за это. За счет сверхприбылей, которые получали нефтяные компании, и были в значительной степени сформированы золотовалютные резервы страны, так как в бюджет изымалась львиная доля доходов нефтяных компаний, напомнил Путин. Эти потери нефтяники компенсировали, конечно же, тоже за счет потребителя. И это тоже совершенно нормально, считает премьер. «За счет людей с большими или средними доходами, за счет людей, которые все-таки могут позволить себе машину, покупать бензин, мы изымаем доходы в бюджет и перераспределяем среди тех, кто остро нуждается», — пояснил он.
Впервые власть так доходчиво объяснила гражданам свою политику: как бы не менялась цена на нефть в мире, бензин в России будет дорогим всегда.
Владимир Путин, впрочем, пообещал, что с нового года, когда вступят в силу новые налоговые условия для нефтяников, компании «выйдут в ноль» или даже в плюс и это должно сказаться и на внутренних ценах на бензин. Однако эксперты рынка считают, что облегчение налогового бремени не заставит нефтяников значительно снизить цену на бензин даже в том случае, если нефтяные котировки сохранятся на нынешнем уровне.
«Серьезно повлиять на уровень топливных цен способны лишь два фактора — государственный прессинг нефтяных компаний и резкое падение спроса»,
— говорит аналитик ИГ (организация запрещена в России) «Центр инвест» Наталья Янакаева. Но рассчитывать ни на то, ни на другое не приходится. В Центральном регионе России спрос просто зашкаливает, так как уровень доходов у населения здесь выше, чем в целом по стране, и люди могут себе позволить платить за топливо больше. На периферии спрос, естественно, меньше, как и уровень доходов, но в регионах представлены зачастую лишь одна-две нефтяные компании, и в отсутствие конкурентов им довольно легко поддерживать высокий уровень цен. «Именно такой корпоративный сговор и пытается постоянно доказать ФАС, но пока не слишком успешно», — отмечает эксперт.