Техрегламент на молоко и молочные продукты, который вступает в силу с 20 декабря, может преподнести неприятный сюрприз потребителям. Вместо того чтобы помочь выбирать качественную продукцию, новый документ грозит оставить их вовсе без этих важных продуктов. Хотя регламент был одобрен Госдумой еще в мае, производители молочной продукции не готовы соответствовать его требованиям.
По новым правилам, молоком сможет называться только продукт «с массовой долей жира не более 9%», изготовленный из сырого молока и (или) молочных продуктов, подвергнутый термической или другой обработке, чтобы привести в норму его составные части. Главное, чтобы в нем не содержалось сухого молока – как цельного, так и обезжиренного. Продукты с такими составляющими, а также изготовленные из концентрированного (сгущенного) молока, будут именоваться «молочным напитком».
Таким понятиям, как «сливочное масло», «сыр», «сливки» и «творог», регламент тоже вернет их первоначальный смысл. Всего документ содержит порядка 100 определений и требует установить контроль над соответствием надписи на упаковке ее содержимому. От ограничения нельзя будет увильнуть, используя слово «молоко» или «масло» как фирменное название.
Этот регламент — первый подобный отраслевой документ, который будет введен в действие в соответствии с законом о техническом регулировании. То есть именно на нем будет «обкатываться» новый формат госконтроля за качеством продукции.
Однако, по-видимому, первый блин как всегда получается комом.
Надзорные органы начнут выдавать сертификаты на продукцию только за три дня до вступления регламента в силу — 17 декабря. «Производители просто не успеют до введения регламента сертифицировать свою продукцию, заказать новую упаковку»,
— поделился сомнениями глава «Вимм-Билль-Данна» Давид Якобашвили с агентством «Интерфакс». Если учитывать, что количество наименований продукции приблизительно составляет от 300 тыс. до 500 тыс., с мнением бизнесмена можно согласиться. К тому же срок сертификации некоторых продуктов может превышать полгода. «Естественно, три дня не хватит на осуществление сертифицирования», — подтвердил «Газете.Ru» председатель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
«Этот регламент принимался в спешке, в последний момент, поэтому там просто были допущены технические ошибки. Он даже не сырой, а просто не вычитанный», — добавляет эксперт. «Например,
согласно этому документу просто невозможно производить творог или йогурт»,
— подтверждает представитель одного из крупных московских молокозаводов. В этом регламенте около 30 неточностей, на официальном уровне они признаны, от этого не легче, сетуют участники рынка. «Этот ряд технических ошибок может серьезно повлиять на условия и даже саму возможность полноценной работы всей отрасли», — опасается директор по корпоративным коммуникациям компании «Юнимилк» Павел Исаев.
«В течение 4–5 месяцев с тех пор, как он был одобрен, нужно было принять подзаконные акты, внести технические поправки, а этой работы не было проведено», — замечает Данилов-Данильян. Ею должно было заниматься Ростехрегулирование, но оно такую работу просто не проводило. Этим пришлось заниматься бизнесу, и поправки были поданы в правительство, где они затерялись. «Вина за это лежит на тех людях в Ростехрегулировании, которые просто идеологически не приемлют реформу и стремятся к возвращению прежних непрозрачных стандартов», — негодует эксперт.
Переходного периода для вступления новых правил в силу документ не предполагает.
«Это является ошибкой регламента по молоку и молочной продукции, например, регламенты на масложировые и соковые товары предусматривают переходное положение», — говорит председатель правления Национального института технического регулирования Дмитрий Петров.
Таким образом, со вступлением регламента в силу с полок магазинов могут исчезнуть большинство молочных продуктов.
«Если делать все строго по закону, то первые дни после 20 декабря торговать молоком будет нельзя»,
— уверен представитель одного из крупных производителей. «Проблемы возникнут неизбежно, их масштаб зависит от скорости реакции чиновников на проблемы», — считает эксперт Молочного союза России Владимир Лабинов.
По-видимому, история все-таки ни чему не учит, по крайней мере, российское чиновничество. Все эксперты рынка молока вспоминают алкогольный кризис 2006 года. Тогда с 1 января была введена ЕГАИС для производителей и импортеров алкоголя. Новых акцизных марок, благодаря которым должен был начаться учет, не было, потому что министры не успели принять постановление, регламентирующее их выпуск. Это поставило алкогольную отрасль в крайне сложное положение: производство в январе — феврале было практически остановлено. А с введением ЕГАИС для оптовых продавцов начал действовать и запрет на торговлю алкоголем со старыми акцизными марками, после чего с прилавков на несколько недель исчез импортный алкоголь и вернулся заметно подорожавшим.
Некоторые участники рынка все-таки сохраняют оптимизм. Они надеются, что чиновники не начнут с первых дней вступления в силу регламента усиливать контроль и на праздники российские граждане все-таки смогут побаловать себя сметаной и кефиром.