МТС активизировала проведение промоакций, направленных на привлечение абонентов. Так, в неофициальном сообществе МТС на блогсервисе «Живой журнал» появилась информация о рассылке писем от некой организации, в которые вкладывались sim-карты МТС с балансом в 30 рублей и с возможностью пополнения счета еще на 100 рублей при заключении контракта. Корреспонденту «Газеты.Ru» предложили «бесплатно оформить подключение» к МТС в одном из московских сетевых супермаркетов.
Письма с sim-картами от оператора приходят на домашние адреса.
Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая подтвердила «Газете.Ru» проведение промоакций в супермаркетах в Москве, оставив без комментария остальные возможные действия компании. «Наша компания время от времени проводит промоакции, сроки их проведения зависят от ситуации на рынке и действий конкурентов», — заявила она.
Другие операторы «большой тройки» утверждают, что не раздают sim-карты населению. «Сейчас в Москве подобных акций не проводится», — заявила «Газете.Ru» пресс-секретарь «Вымпелкома» Екатерина Осадчая. «Компания будет проводить предновогодние промоакции, однако они в первую очередь будут направлены на повышение лояльности существующих абонентов», — отметил пресс-секретарь «Мегафон-Москва» Роман Проклов. По его словам, компания не планирует проводить акции по «искусственному раздуванию» абонентской базы.
В последнее время подобные акции носили локальный характер. Так, в сентябре — октябре 2008 года раздачу неактивированных sim-карт в Санкт-Петербурге проводил «Вымпелком», что вызвало резкую реакцию МТС —
компания поощряла призами своих сотрудников, собравших наибольшее количество таких sim-карт.
Эксперты считают неэффективными подобные способы расширения абонентской базы, так как они размывают основной показатель работы компании — среднемесячный доход от абонента (ARPU). К тому же компании в последнее время пытаются «почистить» базы своих клиентов. Например, в феврале 2008 года «Вымпелком» изменил систему учета абонентов. С этого момента оператор стал учитывать только тех абонентов, которые совершили хотя бы одно платное действие за три месяца, —
в результате абонентская база компании сократилась на 9,21 млн человек.
Аналогичную систему учета уже давно практикует «Мегафон». Такая система позволяет увеличить ARPU за счет исключения из абонентской базы так называемых «мертвых душ». МТС по-прежнему сохраняет систему учета, при которой абонент считается таковым, если он совершил хотя бы одно тарифицируемое действие за полгода.
«К концу года операторам хочется добиться хороших показателей по подключениям абонентов», — отмечает аналитик J`son & Partners Сергей Савин. «Число новых подключений — один из ключевых показателей работы менеджмента, поэтому компании сейчас активизировали свою работу на этом направлении», — отметил ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Впрочем, эксперты объясняют действия игроков рынка не только этим. На фоне насыщения рынка операторы обращаются к нетрадиционным способам привлечения абонентов, считает Савин. «Вполне возможно, что компании решили таким образом уйти от сотрудничества с классическими ритейлерами, переживающими сейчас далеко не лучшие времена», — считает аналитик MForum Дмитрий Деев.
По данным агентства AC&M на октябрь 2008 года, номинальное проникновение мобильной связи в России достигло 125,4%. Всего в нашей стране насчитывается 182 млн sim-карт.
м