По мнению Матвиенко, ситуация, в которой оказалась ГТК «Россия», уже стала критической. Губернатор Санкт-Петербурга направила министру транспорта Игорю Левитину телеграмму, в которой просит принять меры по спасению авиакомпании.
Общая задолженность ГТК «Россия» с учетом обязательств перед аэропортом Пулково за наземное обслуживание и топливообеспечение, а также долгов перед банками составила более 4 млрд рублей, сообщает Матвиенко. «На протяжении последних месяцев размер долга не сокращается, у авиакомпании отсутствуют собственные средства и возможности по привлечению кредитных ресурсов для его погашения», — подчеркнула губернатор, добавив, что и с поставщиками топлива у авиакомпании не все гладко — уже направлен в суд иск о взыскании задолженности за авиакеросин. И,
если топливо не будет оплачено, поставщики обещают вообще прекратить заправку самолетов «России».
В самой ГТК «Россия» мнение о ее критическом положении не подтверждают: текущая ситуация с задолженностью типична для всей отрасли, и угрозы остановки деятельности компании в настоящий момент нет. «С основными кредиторами — аэропортом Пулково и ЗАО «Совэкс» (наземное обслуживание и топливо) — достигнуты договоренности об отсрочке погашения долга, — говорит в сообщении авиакомпании. — Также мы продолжаем переговоры с рядом банков о предоставлении кредита». Тем не менее в ГТК «Россия» отметили, что проблема с кредитованием транспортной отрасли российскими банками, от которой страдают все авиакомпании, требует скорого решения и без помощи государства здесь не обойтись.
Эксперты полагают, именно за счет госфинансирования и будут решены проблемы авиаперевозчиков. «Заявление Матвиенко может серьезно помочь «России», — говорит аналитик ИГ (организация запрещена в России) «Центринвест» Андрей Рожков. —
В российской практике очень часто вопросы решаются на государственном уровне, между чиновниками, и Левитин может поспособствовать получению кредита от ВЭБ. Тем более что северо-западный регион сейчас является приоритетным».
«Многие банки не готовы сейчас подписывать с авиакомпаниями договоры о кредитовании, — подтверждает важность такого поручительства эксперт ИГ «Брокеркредитсервис» Михаил Сайно. — Из-за высокой стоимости авиакеросина за последний год у авиаперевозчиков накопилось много проблем, в первую очередь задолженностей по топливу. И, хотя сейчас оно подешевело, годовые проблемы остались». Кроме того, банки отпугивает грядущее снижение объемов перевозок, которое грозит авиакомпаниям в будущем году. «Чартерные перевозчики это на себе уже почувствовали, у всех остальных из-за кризиса перевозки снизятся на 10–15%», — прогнозирует Сайно. По его мнению, в такой ситуации поддержка министра транспорта окажется очень кстати.
В то же время специалисты отмечают, что
ситуация как с «Россией», так и в отрасли в целом далека от критической. «Период кризиса авиакомпаний близок к завершению, в течение двух-трех месяцев он сойдет на нет,
цены на авиатопливо снижаются, и компании выйдут на восходящий тренд доходов, с помощью которых и смогут расплатиться с кредиторами», — считает Андрей Рожков.
«За последний год авиакомпании подняли тарифы перевозок на 30%, оправдывая это высокими ценами на топливо, — добавляет Михаил Сайно. — Авиакеросин подешевел, а снижения тарифов не наблюдается». Настоящие проблемы могут быть лишь у мелких компаний, обремененных большим количеством краткосрочных кредитов.
Матвиенко беспокоит другое — планы по включению ГТК «Россия» в объединение «Росавиа», контрольным пакетом которого владеет Сергей Чемезов,
говорит заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин: «В «Росавиа» собраны компании, которые находятся сейчас в крайне плохом положении, например «Красэйр». Очевидно, что из компаний-«инвалидов» нельзя создать эффективное объединение, и именно «Россия» и должна их уравновесить».
Валентина Матвиенко активно протестует против вхождения ГТК «Россия» в «Росавиа», так как хочет, чтобы петербургская компания таковой и осталась, объясняет эксперт: «Заявлениями о бедственном положении «России» Матвиенко пытается показать, что включать ее в объединение экономически не целесообразно, уравновесить остальные компании она не сможет и что господдержку надо оказывать «России» в индивидуальном порядке, как петербургской компании».
Впрочем, как отметил Макаркин, с учетом аппаратного влияния Сергея Чемезова ГТК «Россия», скорее всего, все равно станет частью «Росавиа».