В прошлом году, по данным PricewaterhouseCoopers, 1732 компании горнодобывающей отрасли сменили владельцев полностью или частично, что на 69% больше, чем в 2006 году. Общая стоимость 1732 сделок достигла $158,9 млрд. Авторы исследования писали, что 2008 год станет годом суперконсолидации, а главную роль отводили игрокам из развивающихся стран. Реализоваться прогнозу в полной мере помешал мировой финансовый кризис, который начал оказывать влияние на металлургию и горнодобывающий сектор осенью. Конец 2008 года ознаменовался падением спроса на металлургическую продукцию со стороны ключевых поставщиков и, как следствие, снижением спроса на сырье со стороны металлопроизводителей.
Изменение рыночной конъюнктуры уже помешало в этом году нескольким компаниям завершить задуманные сделки: во вторник сорвалась крупнейшее слияние в истории отрасли — BHP Billiton из-за кризиса отозвала предложение о покупке своего конкурента Rio Tinto.
Слияние могло привести к созданию нового мегагиганта в отрасли с сильнейшими позициями в сфере добычи железной руды, а также в области производства коксующегося и энергетического угля, алюминия, добычи меди, марганца и алмазов.
На решение BHP, вероятно, повлияли несколько факторов. «Цены на металлы, на руду, на уголь, очевидно, будут ниже в следующем году, у Rio были большие долги, и Еврокомиссия потребовала избавиться от некоторых активов, а на текущем рынке продать актив за его реальную стоимость достаточно тяжело», — говорит аналитик CiG Евгений Буланов.
Весной сорвалась оцениваемая в $90 млрд сделка между крупнейшим производителем железной руды бразильской Companhia Vale do Rio Doce (Vale) и швейцарским никеледобытчиком Xstrata. По информации знакомых с ходом переговоров источников, которых цитировали СМИ, компании не смогли договориться о цене в условиях нестабильных рынков и опасений рецессии экономики США. Осенью, когда размах кризиса стал очевиднее, Xstrata, в свою очередь, вынуждена была отказаться от планов покупки за $10 млрд южноафриканского производителя платины Lonmin. В начале ноября крупнейшая американская железорудная компания Cliffs Natural Resources оставила попытки объединения с угледобывающей Alpha Natural Resources, которое оценивалось почти в $9 млрд. «Компании хотят иметь сильный баланс и сокращают любыми способами издержки, инвестпрограммы, чтобы не зависеть от кредитов. А ранее слияния и поглощения в основном финансировались за счет кредитных ресурсов. Сейчас не до крупных приобретений», — подтверждает Буланов.
«Активность в горнодобывающем сырьевом рынке в ближайшие полгода-год минимум будет приостановлена», — согласен с коллегой аналитик ИГ (организация запрещена в России) «Капиталъ» Павел Шелехов. «Покупатели и продавцы не могут сойтись в цене и по-разному оценивают актив – покупатели видят рыночные цены, компании с оценкой не согласны. Разница между ценой покупки и ценой продажи значительно расширилась», — говорит аналитик.
И это при том, что цены на сырье пока не упали столь существенно, как цены на металлопродукцию. «Значительная часть основного сырья – железной руды и коксующегося угля – традиционно закупается в рамках годовых контрактов, в которых зафиксированные цены в начале года увеличились на 85% и 200 % для железной руды и угля соответственно», — объясняют аналитики Банка Москвы.
Цены на сырье могут упасть в 2009 году на 20–30%, по некоторым оценкам.
Некоторые аналитики, впрочем, верят, что на продолжении волны консолидации в секторе ставить жирную точку не стоит и что сорвавшаяся мегасделка между BHP и Rio не испортит аппетит у других компаний.
Кризис может, напротив, подтолкнуть мелких игроков к консолидации.
Так уже поступил небольшой британский горнодобытчик Serabi Mining, который недавно дал понять, что готов обговорить условия поглощения со всеми интересующимися сторонами. В октябре украинский предприниматель Константин Жеваго продал 20,79% акций горно-металлургической группы Ferrexpo чешской угледобывающей компании New World Resourses.
Активность вернется в сектор, «когда экономическая ситуация чуть стабилизируется, когда можно будет делать среднесрочные прогнозы, иметь какие-то ориентиры цен на сырье, металлы», говорит Буланов.
Оживление на развитых и развивающихся рынках ожидают через 2–3 квартала, то есть к лету 2009 года. Тогда можно будет говорить о сделках, подытоживает аналитик.