Государственные финансовые резервы практически напрямую пойдут на поддержку компании «Транснефть». Министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил в понедельник, что его министерство будет содействовать компании в получении кредита. Причем если раньше «Транснефть» рассчитывала на синдицированный трехлетний кредит на 6–7 млрд рублей, то
сейчас, по словам Кудрина, речь идет о гораздо более крупной сумме. Впрочем, точную цифру министр не назвал.
Раздачей государственных денег на поддержку крупных структур сейчас уже никого не удивишь. Но самое интересное в данной ситуации — схема, по которой «Транснефть» будет получать необходимые средства. Если ранее господдержка оказывалась промышленникам и финансистам за счет средств Внешэкономбанка, то в случае с «Транснефтью», как сообщил Кудрин, компанией будут выпущены облигации, которые затем смогут выкупить государственные и частные банки. Причем покупатели облигаций внакладе не останутся — впоследствии они смогут заложить бумаги «Транснефти» в Банке России, получив их полное рефинансирование.
Таким образом, помощь компания получит фактически от Центробанка.
«Этому существует несколько причин, — говорит директор аналитического департамента финансовой корпорации «Открытие» Халиль Шехмаметьев. — У ВЭБа существуют ограничения по риску на одного или группу заемщиков. Все валить на ВЭБ нельзя. Кроме того, тот факт, что финансирование будет происходить под залог выпускаемых облигаций, означает больший приток ликвидности. Облигации более ликвидный инструмент».
По словам экспертов, ВЭБ в этой схеме, скорее всего, участвовать вообще не будет — ему ни к чему выкупать бонды «Транснефти». «Внешэкономбанк финансирует исключительно внешние задолженности компаний, а выпуск облигаций «Транснефти» является делом внутренним, да и средства компании нужны не для погашения кредитов, а для реализации собственных трубопроводных проектов. В первую очередь нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, — объясняет аналитик Собинбанка Александр Разуваев. — Вероятнее всего, облигации «Транснефти» будут покупать Сбербанк и ВТБ, а также, возможно, ряд частных банков».
«Транснефти» необходимо как можно скорее завершить строительство ВСТО, что даст выход на рынки Юго-Восточной Азии.
Кроме того, планируется строительство ответвления в Китай, который является одним из крупнейших потребителей российской нефти.
«В условиях кризиса для России запуск ВСТО — стратегический момент, — подчеркивает Разуваев. — А «Транснефть» всегда была не столько компанией, сколько инструментом государственной политики, своеобразным единым знаменателем, объединяющим крупнейшие российские нефтегазовые компании.
Поэтому не удивительно, что государство готово поддерживать «Транснефть» любыми способами».
Впрочем, использование средств ЦБ может принести и отрицательный эффект, прежде всего рейтинговый. Причем не компании, а всей стране. «Задействование резервов Центробанка снижает рейтинг России в мире, уровень доверия к российской финансовой системе, — говорит Разуваев. — Однако это имеет значение лишь в том случае, если бы наша страна пыталась привлечь крупные внешние кредиты. А сейчас, при разразившемся кризисе, денег нам все равно никто не даст».