Мировой финансовый кризис пока не повлиял на стратегию зарубежных издательских домов продвигать свои бренды на международном рынке. Это подтверждает VIII Международная выставка-ярмарка журнальных брендов, которая прошла в Москве. Мероприятие, где решаются вопросы лицензирования и создания совместных предприятий, впервые состоялось в Восточной Европе, что, по мнению его участников, подтверждает то, что международный журнальный бизнес активно развивается в этом регионе.
Разразившийся финансовый кризис, как считают организаторы выставки, не заставит иностранные компании, которые инвестируют в издательский бизнес в разных странах, отказаться от своих планов.
Хотя, безусловно, вносить изменения явно придется.
Индустрия журналов, доход которой напрямую зависит от количества размещенной на страницах рекламы, уже ощутила влияние кризиса. Владельцы многих международных изданий отмечают резкий спад заказов со стороны рекламодателей. «Сокращение связано с падением продаж на потребительском рынке. Все средства массовой информации, включая журналы, получают сейчас гораздо меньше рекламы, — отметил президент и генеральный директор Международной федерации журнальной прессы (FIPP) Дональд Каммерфельд. — Американские журналы сейчас практически не получают прибыли из-за того, что сокращается объем рекламы. То же самое происходит в Европе. Но рекламные доходы на европейском рынке сокращаются не так резко, как это происходит в США.
В России этот процесс также менее стремителен.
Однако сокращение рекламных доходов – общемировая тенденция, и, согласно прогнозам, в этом году и, вероятно, в следующем рекламные доходы журналов продолжат снижаться».
Вместе с тем, особого беспокойства представители иностранных издательских компаний не выражают. Журнальный бизнес, по их мнению, не должен серьезно пострадать. «Мы, западные издатели, верим, что это очень мощный рынок, и он будет таким оставаться. Возможно, будет меньше рекламы, вероятно, будет меньше инвестиций, но это все временно. Бизнес будет продолжаться, рынок продолжит расти», — считает Каммерфельд. Изменения на фондовом рынке, по мнению участников ярмарки, оказывают гораздо меньше влияние на журнальный бизнес, чем на какой-либо другой. «Мы ориентируемся на долгосрочную перспективу. Если вы хотите быть преуспевающим издателем, нужно смотреть далеко вперед, — полагает председатель FIPP, президент и генеральный директор Edipresse Group Пьер Ламюньер. – Колебания на фондовом рынке не должны менять стратегию». Потребительский спрос на журналы в условиях финансового кризиса, напротив, только растет, отмечают руководители FIPP. «Люди продолжают покупать журналы во время кризиса. И читают они в это время значительно больше, потому что экономят на кино и ресторанах и никуда не ходят, но продолжают покупать журналы», — замечает Каммерфельд.
Западные компании рассматривают российский издательский рынок как очень перспективный, и финансовый кризис не влияет на их оценку. «По сравнению с западными рынками российский рынок очень хороший. Западные издательские дома будут инвестировать в издательский бизнес в России, в этом я не сомневаюсь», — отметил Каммерфельд. Оптимистичные прогнозы относительно дальнейшего развития журнального рынка делает и начальник управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ Юрий Пуля. По его мнению, рынок журнальной продукции в мире и в России будет развиваться, и
в ближайшем будущем многие зарубежные журналы предложат свои лицензии российским издателям и появятся на нашем рынке.
«Думаю, что это обязательно произойдет, тем более что угрожающих тенденций, по нашим данным, пока не наблюдается, — отметил Пуля. – Есть отдельные проявления кризиса, есть отток рекламы финансового и банковского секторов. При этом серьезных колебаний цен в отношении смежных отраслей — полиграфии, бумажной отрасли — не замечено».
Правда, председатель FIPP более сдержан в своих прогнозах. Он считает, что нынешнее время — не самое подходящее, чтобы запускать новые бренды в разных странах, хотя некоторые издания все же могут иметь успех. На вопрос, какие журналы будут иметь успех, если их запустить сейчас, Дональд Каммерфельд ответить затруднился. Зато вспомнил влиятельный американский журнал Newsweek, который появился в год окончания Великой депрессии. Вспоминал президент и гендиректор FIPP и другие популярные новостные еженедельники с мировым именем.
Однако на Международной выставке-ярмарке были представлены по большей части глянцевые журналы, многие из которых на российском рынке уже присутствуют. «Мы вне политики. Журналы, которые здесь представлены — это издания направления lifestyle. Мы не идем в другие страны с журналами, которые будут так или иначе касаться политики», — отметил Каммерфельд.
Эксперты полагают такой подход вполне естественным: издатели делают выбор в пользу экономически более выгодных проектов направления luxury и lifestyle, поскольку в России пока наблюдается достаточно динамичное развитие потребительского рынка. При этом многие эксперты, говоря о «неглянцевом» журнальном бизнесе, вспоминали судьбу российской лицензии BusinessWeek. Журнал просуществовал в русской версии около трех лет. Полгода назад его закрыли, объяснив это общей тенденцией на российском рынке. По мнению представителей ИД Родионова, который издавал журнал BusinessWeek, формат американского еженедельника на нашем рынке не прижился. «Решение о прекращении издания связано с коммерческой несостоятельностью, к нашему большому сожалению. Рекламы нет, проект не окупается с самого начала. Ни один американский еженедельник на уровень рентабельности в России не вышел, почему-то этот формат не идет», — отметил тогда в комментарии «Газете.Ru» издательский директор группы деловых изданий ИД Родионова Евгений Додолев.
Возможно, по сходным причинам в России не издается по лицензии влиятельный американский еженедельник The New Yorker, в котором публикуются репортажи, комментарии, критика, эссе, художественные произведения, комиксы и поэзия. «Существует сразу несколько причин выбора подобной стратегии. В первую очередь, значительная часть выручки таких изданий, как, например, Harvard Business Review, выходящего в России, и ряда других подобных журналов на западном рынке формируется не за счет рекламных доходов, а за счет собственно продаж. В России подобная модель практически не работает, — полагает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. – В настоящий момент у нас еще не сформировалась эта целевая аудитория.
Достаточно условный «средний класс» составляет менее 3% населения, и даже его представители пока не готовы платить 300–500 рублей за такой журнал».
Кроме того, в нише экономических, общественно-политических и интеллектуальных изданий, по мнению экспертов, работает уже достаточно большое количество российских и транснациональных игроков, что создает высокий уровень конкуренции. Вместе с тем, затраты на создание актуального контента в подобных проектах существенно выше, чем в «глянце». Правда, на российском рынке появлялись журналы, которые пытались сломать эту тенденцию. В качестве примера можно привести художественно-публицистический еженедельник «Новый очевидец», который многие сравнивали с тем же New Yorker. Издание сразу нашло постоянного и благодарного читателя, однако оказалось убыточным и долго не продержалось.
Поэтому эксперты считают, что подобные издания в ближайшее время в России не появятся. Организаторы и участники выставки сходятся во мнении, что кризис все же серьезно повлияет на журнальный бизнес в целом. «Уже сейчас можно прогнозировать, что на рынке будут закрываться журналы, издания будут менять собственников. Уже сейчас я получаю предложения либо от издателей, которые подумывают о слиянии, либо от издателей, которые хотят сократить часть своего портфеля», — отметил президент «ИнтерМедиаГруп» Виктор Шкулев. Небольшим компаниям будет гораздо сложнее пережить кризис, считают эксперты. «Многие журналы и компании в ближайшее время будут проданы. Крупные и сильные издательские дома ищут возможность купить конкурентов, — полагает Пьер Ламюньер. – На рынке будет наблюдаться процесс консолидации».