В 2009 году рынок продаж настольных персональных компьютеров (ПК) упадет как по числу продаж, так и по стоимости. Об этом «Газете.Ru» рассказал управляющий партнер аналитического агентства IT-Monitoring Александр Панько. «В связи с кризисом сократятся закупки ПК корпоративными клиентами, в новой рыночной ситуации выиграют российские сборщики и компании, имеющие в своем ассортименте бюджетные модели», — считает аналитик.
Ранее российский рынок настольных ПК демонстрировал небольшой рост. По данным аналитического агентства Gartner, в 2007 г. в России продано около 4 млн ПК. «Цифры по продажам за первые три квартала 2007 и 2008 г. примерно совпадают», — отмечает менеджер по маркетингу и PR K-Systems Лада Белан. «Падение спроса на ПК — общемировая тенденция, связанная с тем, что цена на ноутбуки падает, а их функциональность растет», — считает PR-менеджер «Белого ветра – Цифрового» Людмила Семушина.
На российском рынке ПК выделяются три крупные группы производителей. Первая группа – иностранные вендоры, ввозящие уже собранные машины из-за рубежа. Среди них выделяются американские Dell и Hewlett Packard (HP), тайваньская Acer и японская Fujitsu. Вторая группа — общероссийские сборщики, ввозящие из-за рубежа комплектующие. К таким игрокам относятся DEPO Computers, Kraftway, K-Systems, «Формоза» и т. д. Третья группа – региональные сборщики.
В отличие от рынка ноутбуков, который почти полностью занят иностранными вендорами, россияне предпочитают покупать ПК, собранные в России. Так, по данным Семушиной, в магазинах компании лидируют компьютеры DEPO, K-Systems занимают второе место, на третьем – Fujitsu. По данным Белан,
во втором квартале 2008 г. на долю отечественных производителей пришлось чуть менее 90% рынка.
«Иностранные производители добились определенного успеха на корпоративном рынке, но побороть общероссийских и региональных сборщиков в розничных сетях у них не получается», — отметила Белан.
Тем не менее, иностранное присутствие на рынке ПК увеличивается. По словам менеджера по связям с общественностью розничной сети «Эльдорадо» Надежды Михеевой, в их магазинах лидируют такие марки, как Acer, HP и K-Systems. Она также отметила, что в течение года можно наблюдать «смещение акцентов в сторону мультинациональных брендов». Повышенный интерес к международным брендам в магазинах «Белый ветер-Цифровой» отмечает и Семушина. «В 2006 году доля международных производителей составляла около 5%. Спустя год эта цифра увеличилась практически вдвое. По итогам 2008 года она может превысить 15–20%, поставки настольных решений Acer демонстрируют рост на уровне более 70% в год», — утверждает директор направления «ПК и серверы» московского представительства Acer Вячеслав Назаров. Он связывает такой рост с тем, что сейчас «фирменный компьютер может оказаться дешевле, чем компьютер, собранный из комплектующих прямо на прилавке подвального магазинчика». Коммерческий директор KNS Digital Solutions Игорь Тупицын отмечает, что
доля иностранных компьютеров в России в 2008 г. составит 30–35% от общего объема продаж.
«Это связано с тем, что цена на бюджетный компьютер иностранной сборки сравнялась по цене с российским», — отмечает Тупицын.
Среди факторов, влияющих на решение покупателя, Михеева из «Эльдорадо» выделяет сочетание цены и производительности, а также известность бренда и качество его сервисного обслуживания. По словам Тупицына из KNS, цена «является приоритетным фактором, однако значение пиара не стоит недооценивать». По мнению Семушиной из «Белого ветра-Цифрового», «покупатель смотрит на то, чтобы купить ПК наилучшей конфигурации за наименьшую цену». По ее словам, «при равных возможностях выбирается ПК иностранного производителя». Белан из K-Systems утверждает, что выделить какой-то основной фактор невозможно: «Категории граждан, покупающих компьютеры, слишком различны».
Опрошенные «Газетой.Ru» представители компьютерных компаний разошлись в оценке влияния кризиса на российский рынок ПК. «Мы пока не видим влияния кризиса», — заявила Михеева из «Эльдорадо». По ее данным, продажи ПК растут. О росте продаж «настольных решений Acer» заявляет и Назаров. Впрочем, по его словам,
на фоне кризиса снижается доля компьютеров, купленных в кредит, зато растут продажи за наличные.
По данным KNS, продажи упали. Однако, по мнению Тупицына, «это никак не связано с финансовым кризисом». По словам Белан, кризис сказался в большей степени на корпоративных заказчиках ПК. «Многие закупки, планировавшиеся к началу 2009 г., могут не состояться», — утверждает она. «Оценить влияние кризиса можно будет лишь в январе 2009 г., после высокого сезона в декабре», — резюмирует Семушина.