Социальная сеть «Одноклассники» станет платной для новых пользователей. Об этом рассказал «Газете.Ru» основатель проекта Альберт Попков. По его словам, людям, регистрирующим анкету на «Одноклассниках», теперь нужно будет для ее активации отправить СМС. Стоимость письма составит — в зависимости от оператора — от 28 до 35 с половиной рублей. По словам Попкова, СМС нужно будет отправить один раз, все ранее зарегистрированные пользователи этого делать не должны.
С одного телефона можно будет зарегистрировать только одну анкету.
«Это решение станет еще одной преградой на пути нежелательных анкет на наш сайт, число которых в последнее время превзошло все мыслимые пределы», — рассказал основатель «Одноклассников». В число нежелательных Попков включает анкеты, через которые рассылается спам, создаваемые для сведения счетов в виртуальном пространстве, рекламного характера и анкеты-двойники известных людей. «Финансовая составляющая также будет иметь значение, однако она для нас не приоритетна», — сказал Попков.
Социальная сеть «Одноклассники» сейчас насчитывает более 22 млн анкет. По данным ресурса, число ежедневных посещений превышает 6,5 млн. По данным портала Alexa, «Одноклассники» занимают четвертое место по посещаемости среди российских сайтов и второе среди российских социальных сетей.
В некоторых странах мира взимаются платежи за пользование социальными сетями и блог-сервисами. Так, сервис One, которым владеет латвийская Forticom, работающий в Эстонии, Латвии и Литве, взимает с пользователей плату в 1 евро за многие услуги. О возможном введении платных сервисов в крупнейшей социальной сети MySpace еще в начале 2007 г. говорилось в отчете Deloitte&Touche Tomatsu, однако никаких официальных сообщений об этом не последовало.
Представители «ВКонтакте» не ответили на запрос «Газеты.Ru». «Мы не планируем введения платы за регистрацию — наша аудитория пока не так велика», — сказал корреспонденту «Газеты.Ru» генеральный директор «Медиамира», владеющего социальной сетью «Вспомни.Ru». «Мы не планируем «закрывать» базовый функционал национальной социальной сети Мой Мир@Mail.Ru — все возможности, которые сейчас бесплатны, платными не станут», — сказала «Газете.Ru» вице-президент Mail.Ru Анна Артамонова.
При этом эксперты и игроки рынка не считают, что нововведение «Одноклассников» будет эффективнj против спамеров. «Спамеров не остановит цена в $1 или даже 1 евро за аккаунт», — убежден глава компании «Ашманов и Партнеры», разрабатывающей, в частности, программы против спама, Игорь Ашманов. По его мнению, порогом для спамера была бы цена в несколько раз выше. «С другой стороны, недобросовестный пользователь «светит» свой номер телефона, и это может стать барьером для спамера», — добавляет эксперт. «Спамеры умеют решать и проблему «засветки» номера: если их число действительно сократится после введения платной регистрации, то это значит, что спам в «Одноклассниках» не был эффективным инструментом», — считает Гуревич. «Платная регистрация отпугнет лишь мелких и непрофессиональных спамеров, но серьезных «игроков» — вряд ли, при том что необходимость платить деньги за нормальное пользование проектом может отпугнуть немало добропорядочных пользователей, которые просто уйдут в другие социальные сети», — считает Артамонова. «Это решение, как и любое усложнение доступа к ресурсу, безусловно, затруднит работу спамеров», — утверждает главный редактор портала bfm.ru, ранее работавший директором по блогам в SUP-Fabrik, Антон Носик.
Эксперты по-разному оценивают и финансовую эффективность этого шага. По словам Носика, насколько финансово эффективным будет решение «Одноклассников», сказать нельзя:
«Мы не знаем, сколько потенциальных пользователей сервиса пока не подключились к нему».
По словам Гуревича из «Медиамира», это решение позитивно для ресурса. «Несмотря на то что число подключившихся к ресурсу перестало расти лавинообразно, у сервиса еще есть резервы роста в регионах», — считает Гуревич. «Ввод платной регистрации все-таки кажется нам довольно рискованным шагом — он может негативно отразиться на лояльности части уже существующих пользователей, а также привлечении новых, — не соглашается с ним Артамонова. —
В долгосрочной перспективе более эффективным может оказаться развитие платных дополнительных услуг, не закрывающих основной функционал для существующих пользователей».
«В условиях кризиса выиграет тот, кто сможет разнообразить источники своего дохода, в том числе и за счет микроплатежей, объем которых не упадет», — добавляет глава «Медиамира».