Проблему обеспечения огромных кредитов нефтяных компаний можно решить с помощью предоставления им госгарантий под залог их акций, заявил в понедельник глава Минприроды России Юрий Трутнев. Министр отметил при этом, что не должно происходить перекредитования компаний более дорогими кредитами взамен дешевых. По мнению министра, после принятия правительством России соответствующих мер поддержки
у нефтяных компаний не должно возникнуть больших проблем с реализацией их инвестиционных программ.
Падение нефтяных цен привело к тому, что российские нефтяники за два последних месяца недополучили около $15–20 млрд. В начале октября четыре крупнейшие нефтегазовые компании России — «Роснефть», «Газпром», «ЛУКойл» и ТНК-ВР --обратились к властям с просьбой выделить им на рыночных условиях кредиты, необходимые компаниям для того, чтобы рассчитаться по внешним долгам. Правительство пошло навстречу компаниям и обещало выделить $9 млрд. При этом
самый крупный кредит достанется «Роснефти» — $4,2 млрд.
Отраслевые эксперты считают, что инициатива Трутнева вполне логична. «Смысл этого предложения — сохранить крупнейшие российские предприятия, не допустить их банкротства и социальных потрясений в случае массовых сокращений», — объясняет начальник аналитического отдела управляющей компании «Капиталъ» Сергей Карыхалин. «Правительство всеми силами постарается поддержать отечественные компании, внешние кредиты для которых сейчас, по сути дела, закрыты, и им важно дотерпеть до тех пор, пока эти рынки вновь откроются», — добавляет аналитик ИК «Арбат Капитал» Михаил Завараев.
Однако эксперты не исключают, что это предложение может стать ловушкой для частных нефтяных компаний. «Думаю, что ТНК-BP и другие частные компании лишь в крайнем случае согласятся на такую помощь, так как в случае возникновения определенных проблем часть собственности перераспределится в пользу государства, чего эти компании, вероятно, хотят меньше всего», — считает Завараев.
Политологи также считают, что частные компании — например, «ЛУКойл» — постараются не прибегать к такой помощи государства, дабы не лишиться своих акций. А такая вероятность существует. «Глава «ЛУКойла» Вагит Алекперов расставаться со своей долей акций или сокращением этой доли не торопится», — замечает эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Однако, по мнению эксперта,
данная инициатива властей актуальна именно для негосударственных компаний, испытывающих сейчас большие финансовые трудности с выплатой внешних долгов.
Судя по всему, частные нефтяные компании понимают, насколько опасен такой путь погашения задолженности. «Для нас это не актуально. «ЛУКойл» в этом году занимать не будет», — сказали «Газете.Ru» в пресс-службе компании. В российско-британском холдинге ТНК-BP от комментариев отказались. Однако для госкомпаний еще один источник финансирования может оказаться вполне удобным. «Роснефть» будет изучать условия этого предложения», — заявил «Газете.Ru» представитель компании. Правда, в «Газпромнефти» не стали комментировать предложения МПР.
Однако Абзалов отметил, что в этот список может попасть, например, та же ТНК-BP. Долг компании — $1,8–1,9 млрд, причем в ближайшее время должны быть выплачены $400 млн. Будет ли ТНК-BP брать кредит под залог своих акций и будет ли обращаться именно к российскому государству, пока неясно.
Сейчас эксперты затрудняются предположить, как именно государство будет распоряжаться заложенными акциями в случае неотдачи кредита. После таких заявлений МПР уже ясно, что сейчас такой алгоритм будет разрабатываться. «Все будет зависеть от позиции первого вице-премьера Игоря Сечина», — говорит Абзалов.
При этом эксперты считают, что у такой процедуры может появиться и «заказчик», который будет заинтересован в акциях конкретных частных компаний. Абзалов напомнил, что, например, долей ТНК-BP интересовался «Газпром». К тому же государство может в данном случае применить и «тяжелую артиллерию», если речь будет идти о больших месторождениях. «Частным нефтяным компаниям будет сложно пойти на такие условия, но дело в том, что поводом для торга может стать участие государства в больших проектах — таких, где оно уже имеет свой интерес, — считает аналитик ИК «Финам» Станислав Август. — Например, разработка Ковыктинского месторождения. И я думаю, что в сложившихся условиях у частных НК нет большой свободы маневра». Впрочем, по мнению Абзалова, в ближайший год правительство вряд ли сможет приступить к поглощению компаний.