В 2008 году продажи телевизоров высокой четкости (HD, high definition) впервые превысили продажи устройств стандартного разрешения. Об этом сообщила в своем отчете компания iSupply. Согласно подсчетам аналитиков, в этом году в мире будет продано 124,2 млн телевизоров высокой четкости против 86,6 обычных телеприемников. В 2007 году это соотношение составило 97,1 млн против 114,8 млн в пользу стандартного разрешения. А в 2012 году будет продано 241,2 HD-телевизоров, а доля обычных устройств сократится до 23,1 млн, прогнозируют в iSupply.
Что касается ТВ-приставок, то сейчас менее 20% из них поддерживают сигнал HD, но к 2012-му их число увеличится до 50%.
Технология HD позволяет воспроизводить видео более высокого качества, с большим количеством цветов, наиболее распространенные форматы разрешения экрана 1280×720 или 1920×1080. Для кодировки сигнала применяются технологии MPEG2 и MPEG4, а для хранения HD-видео используются диски формата Blu-ray.
Аналитики выделяют две причины роста популярности HDTV: это широкое распространение контента в данном формате и снижение цен. Последнее связано с быстрым развитием полупроводниковых технологий, так что каждое последующее поколение микросхем оказывается дешевле. «Стоимость создания, доставки и воспроизводства контента HD становится минимальной, — считает аналитик iSuppli Шерри Гринспэн, — формат высокой четкости стал банальным явлением во многих регионах мира».
Распространению HDTV не помешает даже снижение спроса на потребительскую электронику в условиях финансового кризиса.
Для России в целом характерна мировая специфика развития рынка. «На сегодняшний день рынок HD-телевизоров — самый быстрорастущий сегмент бытовой электроники и в мире и в России, а за 2007 год продажи ЖК-телевизоров с поддержкой HD в России достигли 1,8 млн устройств», — рассказал «Газете.Ru» Михаил Стасевич, руководитель направления потребительской электроники компании «Белый ветер цифровой». По словам руководителя направления «Телевизионные системы» «Эльдорадо» Дмитрия Гореликова, поддержкой HD оборудовано более 90% современных телевизоров. При этом продажи HDTV-устройств растут (по данным «Эльдорадо», на 30-40% по сравнению с 2007-м), а цены постоянно снижаются.
Разброс цен на HD-телевизоры весьма велик. Аналитик IT Research Алексей Комаров видит причину в том, что определяющей ценой для телевизора остается длина диагонали. «В наших магазинах можно купить HD-телевизор Philips с диагональю 15'' за 9 тыс. рублей и HD-телевизор с диагональю 70'' от компании Sony за 1,4 млн руб», — соглашается с ним Стасевич.
Продажи HD-телевизоров растут, для большинства покупателей высокое разрешение — просто сопутствующая функция, так как в России еще недостаточно распространен подобный контент.
По словам Комарова, 80% телевизионных трансляций — это эфирное вещание в аналоговом стандарте, HDTV доступно только через операторов платного телевидения, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас подобные сервисы есть у кабельных операторов «Акадо» и «Национальные коммуникации» (владеет столичной сетью «Мостелеком», петербургским «Твое ТВ» и рядом активов в регионах), операторов IP-телевидения «Стрим» и «Корбина Телеком», спутниковых операторов «НТВ-Плюс» и «Платформа HD» (специализируется на телевидении высокой четкости).
Однако спрос в России на плееры Blu-ray сейчас невелик из-за недостатка дисков с фильмами на русском языке в этом формате, констатирует Стасевич. По мнению Комарова, подобные записи все же можно достать, но проще скачать подобное видео в интернете, хотя его легальность будет вызывать сомнения.