«Евросеть» отказывается от реализации проекта в Индии. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Наталья Аристова. По ее словам, пока компания решила сосредоточиться на развитии бизнеса в России и странах СНГ. «Мы решили, что это нецелесообразно», — сказал корреспонденту «Газеты.Ru» бывший совладелец компании и оставшийся в должности председателя совета директоров «Евросети» Евгений Чичваркин.
Ранее представители «Евросети» многократно заявляли о своем интересе к индийскому сотовому рынку. Первые сообщения о переговорах с возможными партнерами в этой стране относились к ноябрю 2006 года. Тема проникновения «Евросети» в Индию постоянно обсуждалась журналистами и представителями компании.
Индийский рынок мобильной связи и телефонной розницы выглядит весьма привлекательным. По данным американского аналитического агентства Digital Communities на август 2008 г., число абонентов сотовой связи в Индии составило 270 млн человек, уровень номинального проникновения сотовой связи — 17%. Еще в 2006 г. объем рынка сотовой розницы в стране оценивался экспертами в $16,6 млрд.
«Евросеть» не была одинока в своем стремлении прийти на берега Индийского океана. Еще в январе 2007 г. во время визита в Индию Владимира Путина Altimo вела переговоры о покупке доли в четвертом по величине индийском операторе Hutchisson Essar.
Однако россияне не смогли выдержать конкуренцию с Vodafone, предложившим за оператора $13,5 млрд.
В 2007 году АФК «Система» приобрела 10% акций мелкого оператора в стандарте CDMA Shyam Telelink, постепенно увеличивая свою долю в нем и выводя его на общеиндийский уровень. «Система» заинтересована в индийском рынке, мы считаем его перспективным», — отмечает представитель пресс-службы «Системы» Всеволод Семенцов.
Заинтересованные компании отмечали «специфику индийского мобильного рынка». Как рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» Семенцов, для индийского рынка характерна высокая сегментированность услуг: в стране 7 операторов, покрывающих не менее 70% территории Индии, а также ряд мелких, работающих, как правило, в пределах штата. По словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, особенность сотового ритейла там —
«относительная закрытость рынка и необходимость иметь сильного местного партнера».
Другие сотовые ритейлеры также не планируют развиваться за пределами СНГ. По словам пресс-секретаря «Связного» Елены Ноготковой, «развитие в других странах для нас сейчас не перспективно». За пределами России «Связной» представлен в Белоруссии, где работает с местным партнером. В «Диксисе», который присутствует помимо России в Казахстане, отказались от комментариев.
Аналитики считают, что «Евросеть» остановила развитие проекта в связи с кризисной финансовой ситуацией. «Сейчас ритейлеры во всем мире стремятся к оптимизации расходов, а не к расширению сетей», — считает аналитик J`Son&Partners Василий Коваль. По словам директора российского представительства Dynergie Маргариты Зобниной,
для выхода на индийский рынок необходимы инвестиции, а у «Евросети» сейчас нет возможностей для этого.
«К тому же потенциал российского рынка за счет регионов не до конца исчерпан», — считает Зобнина.
Эксперты считают, что «Евросеть» после кризиса сможет выйти на рынок Индии, если захочет. «Рынок там еще долго будет развиваться», — уверена Зобнина. «Никто из ритейлеров, даже в самой Индии, сейчас не будет расширять сети, поэтому ситуация там в период кризиса радикально не поменяется», — уверен Коваль.