Консорциум ведущих киностудий Голливуда объединяется с ритейлерами и производителями бытовой электроники для того, чтобы снять ограничения с видеоматериалов, приобретаемых через интернет. Инициатива, получившая название Digital Entertainment Content Ecosystem (DECE — «экосистема цифрового развлекательного контента»), уже получила поддержку студий Warner Bros. Entertainment, Fox Entertainment Group, NBC Universal, Sony, Paramount Pictures, Comcast Corp., американского ритейлера Best Buy, а также компаний Microsoft, Hewlett-Packard, Cisco, Philips, Toshiba и Verisign.
Голливудские студии собираются пересмотреть систему цифрового управления авторскими правами DRM (Digital Rights Management), представляющую собой программные средства, которые затрудняют создание копий защищаемых произведений (распространяемых в электронной форме) либо позволяют отследить создание таких копий. При воспроизведении защищенной записи программа DRM связывается с сервером правообладателя для подтверждения лицензии — если копия окажется нелегальной, то ее воспроизведение блокируется. Кроме того, DRM-контент продается с привязкой к определенному ПО или «железу». Например, записи, защищенные Microsoft DRM, можно воспроизвести только на Windows Media Player, а треки, продаваемые в iTunes Store, можно прослушать только на плеере iPod.
Эффективность технологии DRM ставит под сомнение тот факт, что программы для ее взлома появляются практически одновременно с выходом средств защиты.
DECE, в противовес DRM, выдвигает следующие принципы: воспроизводимость материалов на устройствах различных производителей, неограниченное копирование, возможность сохранять купленное видео на удаленном сервере для просмотра с любого компьютера, разработка единого открытого формата видео, продаваемого в интернете. Более детальные планы DECE будут озвучены на выставке потребительской электроники (Consumer Electronics Show) в Лас-Вегасе в январе 2009 года.
Киностудии последовали примеру музыкальных лейблов, большинство из которых, включая EMI, Sony BMG, Warner Music Group, Universal Music, уже отказались от использования данной технологии ввиду ее неэффективности (хотя не все их обещания до сих пор реализованы). Свободной от цифровой защиты музыкой сейчас торгуют интернет-магазины Amazon, Napster, Yahoo Music Store, PlayNow Arena от Sony Ericsson.
Основным распространителем DRM-продукции остается принадлежащий Apple магазин iTunes Store — крупнейшая площадка по торговле аудио- и видео-контентом в интернете. По правилам Apple, защищенные треки из iTunes Store можно воспроизводить только на плеерах iPod. В свободном формате здесь можно купить только записи EMI и ряда более мелких лейблов. Защищенной от копирования музыкой торгует также Nokia Music Store.
Однако на рынках с высоким уровнем пиратства проблема DRM вообще мало актуальна.
По мнению управляющего директора компании Dynergie Маргариты Зобниной, «компании либо отказываются от DRM-модели на отечественном рынке, либо вообще не ведут бизнес в России, поэтому найти защищенный фильм или трек практически невозможно».
Советник председателя подкомитета ГД РФ по экономике и инновациям Анатолий Семенов сообщил «Газете.Ru», что DRM-контент достать все же можно, так как растет число интернет-магазинов, позиционирующих себя в качестве продавцов легальной продукции. Он отмечает, что мэйджоры ведут согласованную политику по ассортиментной дискриминации РФ в отличие от развитых стран, лишая легальных пользователей нашей страны возможности выбирать между незащищенными треками и DRM: российские представительства звукозаписывающих мейджеров не раз заявляли о своей приверженности цифровой защите. При этом, Семенов сомневается в эффективности DRM, так как
пиратскую версию любой песни или фильма можно бесплатно скачать в файлообменных сетях.
Генеральный директор музыкального интернет-магазина Soundkey Соня Соколова рассказала «Газете.Ru», что западные мейджеры настаивают на продаже DRM-треков, в то время как отечественные студии предпочитают открытый формат (mp3). Она уверена, что цифровая защита затрудняет легальные продажи, а отмена DRM значительно бы увеличила их объем. Среди типичных жалоб пользователей на DRM Соколова выделяет ограничение на число копий, необходимость продлевать лицензии на версии Windows Media Player, конфликт компьютерного софта и Sony DRM, неконвертируемость форматов и боязнь пользователей, что с помощью DRM-программ лейблы за ними следят. Эксперт отмечает, что мейджеры потратили слишком много денег на разработку DRM и не могут просто так отказаться от нее.