Dell намерен продать свои фабрики по производству компьютеров. Об этом сообщает Wall Street Journal со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией внутри компании. Полная продажа всех производств, по данным издания, займет 18 месяцев. По данным WSJ, это решение означает изменение долгосрочной стратегии компании от собственного производства компьютеров к аутсорсингу. Представители российского офиса Dell оказались не доступны для комментариев.
Dell объясняет эту меру желанием повысить доходность компании. Прибыль производителя ПК сократилась во II квартале 2008–2009 финансового года на 17% относительно аналогичного периода 2007 года и составила $616 млн вместо $746 млн.
Результаты компании не соответствовали ожиданиям и в I квартале 2008 г. – тогда прибыль сократилась на 6,5%, а рост продаж не дотянул до прогнозируемого аналитиками.
Причиной этого аналитики считают предпринятое компанией снижение цен для увеличения доли рынка.
Dell – второй по величине продавец ПК в мире. По данным IDC за 2007 год, на компанию приходится 14,9% рынка, по данным британского аналитического агентства Gartner – 14,3%. Однозначный лидер рынка ПК – американская компания Hewlett-Packard, чью долю аналитики оценивают в 18,8% (IDC) или 15,9% (Gartner).
За третье место борются китайская Lenovo и тайваньский Acer.
По мнению аналитика тайваньской HBSC Technologies Ванга Ванли, чьи слова цитирует WSJ, отход компании от принципа прямых продаж заставляет ее активнее реагировать на запросы рынка. «Переход на аутсорсинг должен сделать структуру Dell более гибкой», — заметил аналитик. Напомним, что в 2007 г. Dell отказался от своего принципа продажи ПК только по телефону или через интернет, договорившись о продажах с крупными ритейлерами, такими как Wal-Mart и Carefour.
«Хотя и так подавляющая часть продукции под брендом Dell производилась сторонними производителями по OEM-контрактам, это решение правильное для Dell», — считает заместитель директора аналитического агентства ITResearch Василий Мочар. По его мнению, это позволит компании сосредоточиться на таких важных направлениях, как маркетинг и работа по сбыту своей продукции. По мнению управляющего партнера агентства IT-Monitoring Панько, причина полного перехода Dell на новую модель в том, что компания хочет снизить себестоимость продукта:
«Производить самим дороже, чем отдавать на контракт».
«Полностью отдавая непосредственное производство третьим компаниям, компания идет в русле общего развития отрасли – так уже поступил, к примеру, Acer», — отмечает Мочар. С ним не соглашается Панько. По его мнению, отказ от собственного производства – уже устаревший тренд. «Все крупные европейские и американские производители давно перешли на OEM», — отмечает Панько.
При этом Мочар считает, что снижения качества продукции не произойдет: по его словам, Dell сможет договориться с лучшими производителями. «То, что фабрики в Китае и других странах региона не известны широкому потребителю, не означает, что они не смогут поддерживать стандарты качества компании», — отмечает эксперт. Но, по мнению Панько, американцам удастся удержать качество только в верхних и средних ценовых сегментах:
«Качество дешевых моделей Dell неминуемо снизится из-за того, что компания не сможет контролировать их производство так же, как на собственных заводах».
Представительство Dell было открыто в России еще в 2003 году. Сейчас в России функционируют 365 центров поддержки компании Dell. По данным IDC, в первом квартале 2008 года объем продаж серверов Dell в России увеличился на 26%, ноутбуков — на 62%. Доля компании на рынке ноутбуков в России составила 5,6%.