Альянс AirUnion вроде бы нормализовал ситуацию с вылетами самолетов. Теперь отправление рейсов из Домодедово происходит по расписанию. Практически решена проблема и в других аэропортах, сообщили в понедельник представители альянса.
Однако нет никаких гарантий, что ситуация не повторится. Разрядить обстановку удалось лишь за счет получения компаниями AirUnion 3600 тонн топлива под гарантии госкорпорации «Российские технологии». Положение же самого альянса остается катастрофическим. Кредиторская задолженность его компаний превышает $1 млрд, обслуживать они ее не в состоянии, как и поддерживать текущую производственную деятельность, заявляют представители госкорпорации.
«Ростехнологии», которые собирались на основе альянса создать конкурента «Аэрофлоту», в пятницу фактически дистанцировались от решения проблемы, обвинив в случившемся менеджмент компании. «Акционеры и менеджмент авиакомпаний не выработали адекватную программу антикризисного управления и не предприняли эффективных мер для устранения массовых задержек рейсов. Более того, 22 августа частные акционеры и многие ключевые руководители авиакомпаний вообще отсутствовали на своих рабочих местах», — говорится в сообщении «Ростехнологий». В госкорпорации дали понять, что пока не являются акционером альянса AirUnion и, следовательно, не имеют юридических оснований для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в отношении входящих в него компаний.
После сообщения корпорации будущее альянса под вопросом, и пассажиры не застрахованы от дальнейших задержек.
Кроме того, один из контрагентов альянса лизинговая компания «Ильюшин финанс» подала в суд против самой крупной компании альянса «Красэйр» с требованием признать ее банкротом. Слушания по иску состоятся 22 сентября. А Росавиация запретила авиаальянсу продавать билеты на зиму после столь масштабных задержек его рейсов.
Эксперты видят два варианта развития событий: компанию или признают банкротом и введут внешнее управление, или ее все же спасут «Ростехнологии», которые могут взять на себя долговые обязательства AirUnion.
С одной стороны, обанкроченную компанию будет легче полностью взять под госконтроль. «Все упирается в деньги. Создать компанию с нуля проще, чем решать финансовые проблемы», — говорит один из экспертов рынка. Главный костяк альянса – «Красэйр», говорит руководитель аналитического одела «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго, и если компания будет признана банкротом, то передавать «Ростехнологиям» будет почти нечего.
Но государство вряд ли решится на такой шаг, ведь у компании высокие социальные нагрузки. Альянс объединяет авиакомпании «Красэйр», «Домодедовские авиалинии», «Омскавиа», «Самара» и «Сибавиатранс», вместе обслужившие в 2007 году 4 млн пассажиров.
Заявление «Ростехнологий» можно рассматривать как элемент давления на контрагентов, таким образом госкорпорация готовит их к новым жестким условиям в преддверии реструктуризации,
предполагает аналитик «Брокеркредитсервиса» Михаил Сайно. Возможно, в ближайшее время «Ростехнологии» обнародуют предложения кредиторам, договорятся об отсрочке или заморозке долгов. «Будущий контролирующий акционер под свои гарантии может получить кредитную линию для текущей операционной деятельности», — вторит ему аналитик «Финама» Владимир Сергиевский.
Премьер-министр Владимир Путин на сегодняшнем заседании фактически пообещал выделить деньги. «Хочу обратить внимание, что у нас люди в аэропортах сидят сутками. Главное, там навести порядок, и как можно быстрее», — цитирует Путина РИА «Новости».
«Если нужны средства, необходимо выделить их немедленно»,
— сказал премьер, поручив вице-премьеру Сергею Иванову заняться этой проблемой.