Общий объем потребления алкоголя в России в январе--июле 2008 года вырос на 2,5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 84,7 млн декалитров (дал) в пересчете на абсолютный (стопроцентный) этиловый спирт, сообщается в отчете Национальной алкогольной ассоциации (НАА). Доля водки и ликероводочных изделий в общем объеме потребления составила 49,6%, пива — 35,9%, виноградного вина — 6,4%, коньяка — 2,8%, винных напитков — 3%, плодовых вин — 0,7% , шампанских и игристых вин --1,7%, передает «Интерфакс». Таким образом, по данным НАА, по сравнению с 2006 годом объем потребления алкоголя населением увеличился на 4,8%, а по сравнению с 2005 годом — на 5%.
Эксперты алкогольной ассоциации рост потребления алкоголя связывают с ростом продаж пива: его доля в пересчете на абсолютный алкоголь с 2005 года увеличилась до 35,9% с 29,5%.
В то же время доля водки и ликероводочных изделий снизилась с 58,4% до 49,6%.
Рост показало и потребление виноградных вин: их доля выросла с 5,3% до 6,4%, а доля шампанских и игристых вин увеличилась с 1,3% до 1,7%.
Рост показателей по пиву и вину укладывается в тенденцию, о которой эксперты говорят аж с 2005 года. «Доля потребления крепкого алкоголя снижается уже несколько лет и будет продолжать снижаться», — говорит пресс-секретарь Союза производителей алкоголя (СПАП) Дмитрий Добров. «На динамике потребления сказываются и расширение ассортимента слабоалкогольных напитков, и появление разных сортов пива, и рекламные кампании в поддержку слабоалкогольной продукции», — констатирует представитель СПАП.
Статистика НАА о потреблении алкоголя включает в себя и легальный, и нелегальный рынок алкогольной продукции, поэтому эти данные в пересчете на абсолютный спирт расходятся с другой статистикой – информацией о производстве легального сырья для алкоголя. Например, по данным Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА),
в последние годы производство легального сырья снижается.
Объем производства этилового спирта из пищевого сырья (для водки и ликероводочных изделий) за последние полгода упал на 26,6% по сравнению с 2007 годом, по данным ЦИФРРА. «Всего в России в год производится около 280–285 млн дал алкогольной продукции в течение последних пяти лет, — говорит глава ЦИФРРА Вадим Дробиз. – Это только легальный алкогольный рынок. Статистика по потреблению стремится учесть и потребление суррогатного и нелегального алкоголя, поэтому данные могут различаться».
Эксперты отмечают, что в потреблении именно легально произведенного алкоголя не произошло каких-то кардинальных изменений. Поэтому все колебания, фиксируемые разными аналитиками, по сути, отражают изменения именно на нелегальном рынке алкоголя, который продолжает расти. «Без учета пива объем легального крепкого алкоголя в России последние 5 лет примерно равен объемам рынка слабоалкогольных напитков, пропорции могут колебаться в пределах соотношения 48% к 52%, 49% к 51%», — говорит эксперт, добавляя, что стабильную долю крепкого алкоголя в потреблении поддерживает и «коктейльно-клубная» культура. С другой стороны,
самый популярный в России алкогольный напиток — пиво — потребитель психологически не воспринимает как алкоголь.
«Но парадокс в том, что из 13,5–14 литров абсолютного спирта, которые приходятся на одного жителя России в год, более 4 литров приходятся на долю пива», — говорит Дробиз. «В целом же российский рынок легального алкоголя сейчас достаточно стабилен за счет того, что за последние пять лет в России сформировалась стабильная социальная группа потребителей, на которую и приходится потребление легально произведенного алкоголя», — считает эксперт.