6 августа жители Сахалина, пользующиеся услугами «Дальсвязи», остались без связи и интернета. Сколько именно людей не смогли воспользоваться телефоном, выяснить не удалось, так как разница во времени между Москвой и Сахалином не позволила связаться с представителями компании. Однако, как сообщила «Дальсвязь», вчера в 17.30 по местному времени компания получила уведомление от «Транстелекома» (ТТК) о том, что последний собирается «приостановить пользование каналом связи».
Уже в 18.00 для абонентов был закрыт доступ к интернету, а утром следующего дня пользователей оставили без связи.
По мнению руководства «Дальсвязи», отключение произошло из-за того, что компании не смогли договориться о новых условиях сотрудничества. С 31 июля ТТК, который является монополистом по предоставлению данной услуги в Сахалинской области, решил увеличить стоимость каналов связи, что вызвало недовольство со стороны «Дальсвязи», которая называет новую цену неприемлемой, так как она в несколько раз превышает среднерыночную. «ТТК выдвигает нам кабальные условия договора, которые мы не можем принять, прежде всего потому, что это может отразиться на стоимости услуг для абонентов», — заявила директор департамента информационно-аналитического обеспечения «Дальсвязи» Виктория Суханова. По ее мнению, приостановление услуги доступа к каналам связи стало одним из аргументов в переговорном процессе. «Действия со стороны ТТК абсолютно некорректны, так как сегодня утром платеж уже был отправлен», — заявил «Газете.Ru» директор департамента общественных связей компании «Связьинвест», владеющей контрольным пакетом акций в «Дальсвязи», Олег Михайлов. При этом в «Связьинвесте» отрицают какую-либо задолженность «Дальсвязи» перед ТТК, мотивируя это тем, что сумма чуть более 2 млн руб не является значительной для взаимоотношений компаний. «Используя свое монопольное положение на Сахалине, ТТК не только увеличил в 2,5 раза стоимость прохождения трафика, но и пытается шантажировать «Дальсвязь», играя на интересах клиентов», — рассказал Михайлов.
Однако, как рассказал «Газете.Ru» вице-президент по связям с общественностью компании ТТК Аркадий Матковский, причины, названные «Дальсвязью», «совершенно не соответствуют действительности». По мнению ТТК,
отключение произошло «в связи с возникшей просроченной дебиторской задолженностью «Дальсвязи» и в строгом соответствии с условиями договора».
Точную сумму Матковский отказался назвать, сославшись на условия договора. «Переговоры о новых тарифах пользования нашими каналами связи действительно ведутся, однако к отключению это не имеет отношения», — объяснил собеседник «Газеты.Ru». Как только «Дальсвязь» переведет деньги, связь восстановится, пообещали в компании.
Правда, связь до сих пор не восстановлена.
В Министерстве информации и связи никак не комментируют данный инцидент.
Эксперты считают, что такая ситуация может стать вполне типичной для российского рынка связи. «Обе компании очень часто пользуются своим монопольным положением и стоят друг друга», — поделился с «Газетой.Ru» один из экспертов. Например, в 2006 году комиссия Федеральной службы по надзору в сфере связи выявила нарушение федерального закона «О связи» со стороны «Дальсвязи». Тогда «Дальсвязь», являясь монопольным обладателем сетей в Приморском крае, предложила 19 операторам, предоставляющим услуги по ip-телефонии, новые тарифы на оплату интернет-трафика, которые были в семь раз больше установленных. «Сегодня «Дальсвязь» на себе почувтсвовала, что означают действия монополиста, — добавляет аналитик. — Кроме того, сегодняшние события могут свидетельствовать об обострении взаимотношений между конкурентами в лице «Связьинвеста» и ТТК».
Что касается абонентов, лишившихся связи, то они имеют право на защиту своих интересов в суде. «В данной ситуации возможно применение мер ответственности, предусмотренных в рамках договорных отношений между абонентом и оператором связи, — рассказал «Газете.Ru» юрист компании Magisters Павел Садовский. — Если договором предусмотрена, например, неустойка за такое нарушение договора в виде отказа в доступе к услугам связи, то абонент вправе обратиться с требованием к оператору о взыскании неустойки за соответствующий период».