Иностранные сотрудники ТНК-ВР продолжают покидать Россию. Скандал дошел до того, что глава British Petroleum Тони Хейворт стал делать весьма жесткие политические заявления — он предупредил мировые компании, что работа в России связана с определенным риском. По словам Хейворта, иностранные бизнесмены, которые намерены делать бизнес в России, должны присмотреться к ситуации с ТНК-ВР.
Хейворт считает, что проблемы, возникшие в последнее время у ТНК-ВР в целом и у иностранных сотрудников холдинга в частности, могут подорвать доверие зарубежных инвесторов к российскому бизнесу.
Ранее агентство «Интерфакс», ссылаясь на источник в ВР, сообщало, что в июле в связи с истечением срока действия рабочих виз ТНК-ВР покинули десять иностранных сотрудников и еще семь должны сделать это в ближайшее время. В ТНК-ВР «Газете.Ru» подтвердили эту информацию, однако, согласно другому источнику, до 30 июля холдинг должны покинуть около 30 сотрудников, если не будет утверждена заявка на продление их рабочих виз.
Как бы то ни было, ТНК-ВР уже начала поиск сотрудников на места выбывших иностранцев. Исполнительный директор холдинга по газовому бизнесу, один из акционеров ТНК-ВР Виктор Вексельберг в своем письме к главе компании Роберту Дадли, который в настоящее время находится в неизвестном месте за границей, сообщил, что руководству подразделений ТНК-ВР было дано поручение подготовить предложения по перечню постов, освободившихся в результате отъезда иностранных специалистов. В то же время
кадровым службам ТНК-ВР поручено начать процесс отбора высококвалифицированных кадров для заполнения вакансий.
Кстати, по мнению экспертов рынка, отъезд иностранных менеджеров может привести к тому, что на их места будут поставлены российские специалисты, что усилит позиции российских акционеров ТНК-ВР, так как ранее подразделениями холдинга фактически управляли один российский и один иностранный руководитель, а теперь ситуация изменится.
В целом корпоративный конфликт в ТНК-ВР, который длится уже почти полгода и следствием которого как раз и стал отъезд иностранных менеджеров, оценивается на Западе весьма негативно. В частности, президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Томас Миров заявил, что ситуация вокруг ТНК-ВР хоть и не повлияет на инвестиции в Россию, однако
окажет воздействие на отношение к России со стороны зарубежных инвесторов, СМИ и широкой общественности.
Миров отметил, что ситуация, при которой акционеры владеют компанией на паритетной основе (как в случае с ТНК-ВР), сама по себе уже провоцирует конфликты. «Извне сложно судить, однако общее мнение таково, что 50% на 50% акций в компании — это уже создает трудности», — отметил глава ЕБРР. Также Миров отметил, что сомневается в нейтралитете российского правительства в данном вопросе. «Власти России заявили, что не будут вмешиваться в споры акционеров, однако я не наивен», — заявил Миров.
Действительно, вопрос о вмешательстве российских властей обсуждается уже давно. Президент РФ Дмитрий Медведев неоднократно заявлял, что правительство России считает конфликт в ТНК-ВР спором хозяйствующих субъектов и не намерено вмешиваться в противостояние акционеров. Тем не менее британская сторона считает, что без использования административного ресурса дело не обошлось. Впрочем, эксперты полагают, что
административный ресурс был задействован непосредственно российскими собственниками, которые воспользовались своими связями и влиянием, так как самим российским властям в конфликт вмешиваться невыгодно хотя бы из имиджевых соображений.
Российские политологи склонны полагать, что отзыв сотрудников может сыграть ВР даже на руку. По словам заместителя гендиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, британская компания старается убрать раздражающий фактор, который может в любой момент привести к обострению конфликта. «Из-за этих менеджеров в любой момент могли возникнуть проблемы как с российскими властями, так и внутри самого холдинга», — объясняет Макаркин. Многие эксперты считают, что российскую долю в холдинге выкупит крупная госкомпания — например, «Газпром» или «Роснефть». И лишь после этого корпоративный конфликт прекратится.