МТС, Microsoft и Fujitsu Siemens Computer объявили о сотрудничестве в области продвижения сетей мобильной связи третьего поколения (3G) в России. Компании собираются продвигать на российском рынке ноутбуки Fujitsu Siemens на базе ОС Windows Vista со встроенным 3G-модемом и SIM-картой МТС.
Встроенный 3G-модуль будет поддерживать работу как в сетях 3G (технология HSDPA), так и в более распространенном стандарте GPRS/EDGE. При покупке ноутбука клиенту в течение четырех месяцев будет предоставляться 100 Мб трафика бесплатно. Всего предусмотрено три тарифных плана — на 100, 500 и 1000 Мб. Но руководитель МТС в московском регионе Сергей Бешев не исключил появление в будущем и безлимитных тарифов. Всего в продажу поступит 12 моделей ноутбуков в ценовом диапазоне от 18 до 50 тыс. руб.
По словам Бешева, сотрудничество МТС и Fujitsu Siemens будет эксклюзивным, по крайней мере, до тех пор, пока другие производители не предложат сопоставимый ряд ноутбуков с поддержкой 3G. Размеры инвестиций в проект не разглашаются, известно только, что основные капиталовложения будут связаны с ритейлом и рекламой. Каким образом участники проекта будут делить доходы, также не разглашается.
По словам руководителя российского отделения Microsoft Биргера Стена,
главная цель участников — познакомить пользователей с преимуществами технологии 3G.
Следует отметить, что сейчас все игроки «большой тройки» сотовых операторов уже продают отдельные 3G карты, которые подсоединяются к ноутбукам по USB. Пресс-секретарь «Мегафона» Марина Белышева считает, что отказ от такой модели не целесообразен, так как встроенный модем ограничивает клиента в выборе устройств. Представители «Вымпелкома» для комментариев оказались недоступны.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что акция компаний по продвижению 3G является пиаром.
«Я не знаю никого, кто бы стал покупать ноутбук ради встроенной карты 3G», — рассказал эксперт «Газете.Ru».
Аналитик iKS Consulting Максим Савватин придерживается другой точки зрения: он констатирует, что 3G ноутбуки уже достаточно распространены в странах с развернутыми сетями третьего поколения. Этот факт, по мнению аналитика, доказывает тенденцию рынка к конвергенции мобильных и компьютерных технологий.
Оба опрошенных «Газетой.Ru» эксперта сходятся во мнении, что ноутбуки с 3G интересны прежде всего корпоративным клиентам. Например, Савватин отмечает, что для рядовых пользователей главным ограничением может стать цена — многие готовы купить 3G ноутбук за 18 тыс руб, однако 50 тыс — это слишком дорого. Следует отметить, что, по данным Gartner и Pyramid Research, российский рынок ноутбуков в ценовом сегменте до $1000 удовлетворен лишь на 25%.
К тому же российские операторы еще не закончили строительство сетей третьего поколения. Кроме того, в московском регионе частоты, необходимые для 3G, до сих пор используются военными. По словам Бешева, окончательно этот вопрос будет урегулирован на заседании Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) лишь в декабре 2008 года.