Иск Михаила Черного к своему бывшему бизнес-партнеру Олегу Дерипаске может быть рассмотрен в Британии, постановил судья Высшего лондонского суда Кристофер Кларк. Черной претендует на компенсацию за 20% «Русского алюминия» (так называлась компания Дерипаски до объединения с СУАЛом и Glencore в «Российский алюминий»).
На фоне обострения российско-британских отношений обоснование своего решения британской Фемидой было весьма суровым.
Рассмотрение иска на территории России связано с рисками, в том числе «возможностью заказного убийства, ареста по сфабрикованным обвинениям и недостаточно справедливыми судебными разбирательствами», заявило английское правосудие.
Таким образом, была удовлетворена апелляция Черного, который оспаривал предыдущий вердикт суда, согласно которому иск не должен был рассматриваться на территории Соединенного Королевства.
В бурные 1990-е Михаил Черной, его брат Лев и Олег Дерипаска были совладельцами «Сибирского алюминия», на базе которого и был впоследствии создан «Русский алюминий». Потом бывшие партнеры решили разделить совместные активы, после чего начались взаимные претензии. Судиться с бывшим партнером Михаил Черной начал два года назад. Он уверял, что в марте 2001 передал в траст 20% акций «Русского алюминия», за которые он должен был получить компенсацию в течение 3-5 лет. Получил он в итоге всего $250 млн, тогда как общая компенсация, по оценке Черного, должна была составить около $3 млрд. Однако сейчас претензии бизнесмена выросли уже до $4 млрд.
Теперь уже Дерипаска готовится подавать апелляцию на решение лондонского судьи.
«Мы удивлены этим судебным решением, которое предписывает рассмотрение иска в английском, а не в российском суде, и не согласны со сделанным в решении заявлением о неспособности российских судов обеспечить справедливое рассмотрение этого дела, — говорит представитель Дерипаски. — Мы считаем, что вопросы, затрагиваемые в этом иске, явно попадают под юрисдикцию российских судов». Что же касается сути иска, «мы категорически отвергаем недобросовестные притязания Черного и намерены отстаивать эту позицию в суде», резюмирует представитель акционера ОК «Российский алюминий».
«Этот иск непосредственно затрагивает международную репутацию Олега Дерипаски,
— комментирует ситуацию руководитель арбитражной группы юридической фирмы «Вегас-Лекс» Андрей Корельский. — Черному уже удалось придать делу политическую окраску и нанести Дерипаске значимый имиджевый ущерб». Однако перспективы положительного рассмотрения дела для Черного не велики: даже в случае признания его претензий состоятельными в Британии исполнять решение все равно предстоит на территории России, что чревато затруднениями, добавляет юрист.
На рынке считают, что обострение конфликта может помешать планам алюминиевого гиганта провести первичное размещение своих акций.
«Риски, связанные с появлением нового акционера, вполне могут отпугнуть иностранных инвесторов, всегда обращающих внимание на прозрачность структуры собственности компании», – говорит Олег Петропавловский из «БрокерКредитСервиса». Перенос IPO может, в свою очередь, лишить Дерипаску средств на поглощение «Норникеля», предупреждает британская The Financial Times.
Впрочем, не исключено, что Дерипаска решится все же пойти на мировую. Это, кстати, совладелец «Российского алюминия» уже делал. В феврале 2007 года ему удалось договориться с другим своим бывшим партнером – предпринимателем Авазом Назаровым — о мирном разрешении конфликтной ситуации и отзыве взаимных исков. Назаров требовал в лондонском суде компенсацию в размере $485 млн за вынужденный уход его компании с единственного в Центральной Азии алюминиевого завода ТадАЗ.