В понедельник стало известно, что 11 февраля, через неделю после ареста Владимира Некрасова, одного из владельцев «Арбат Престижа», в Генеральной прокуратуре России было зарегистрировано заявление некоего Скородумова Станислава Николаевича, который называет себя «настоящим собственником» компании «Арбат Престиж».
В своем заявлении таинственный Скородумов просит следователей встретиться с ним, так как истинным владельцем сети магазинов, по его утверждению, является именно он.
«Такое заявление действительно было подано в Генпрокуратуру и переправлено в Следственный комитет при МВД. Сейчас по этому факту проводится расследование», — заявил источник в следственных органах «Интерфаксу».
Официально правоохранительные органы от комментариев отказываются, как и сам Станислав Скородумов. «Я не буду никак комментировать по телефону», — заявил он «Газете.Ru». Впрочем, от личных встреч он тоже пока отказывается. Адвокат Владимира Некрасова Александр Добровинский подтвердил «Газете.Ru» информацию, что заявление в Генпрокуратуру было подано: «Я слышал о появлении этого персонажа». По его мнению, это продолжение рейдерского захвата компании:
«Вместе с Некрасовым мы пришли к мнению, что это второй акт рейдерского захвата «Арбат Престижа».
«Сначала рейдеры «обезглавили» компанию и надеялись, что к 20 июня, времени погашения облигационного займа, компания обанкротится. Однако мы нашли деньги, и облигации будут погашены», — рассказал адвокат. На вопрос об источнике финансирования Добровинский сообщил, что «нашли свои деньги». Впрочем, как ранее заявлял новый гендиректор сети Роман Хоменко, «прохождение оферты» будет финансироваться, в том числе, за счет продажи части собственной недвижимости сети.
«Мы полагаем, что Скородумов будет претендовать на то, чтобы стать единоличным владельцем сети, непонятно только, как он это осуществит, так как у компании один владелец — Владимир Некрасов», — предполагает Добровинский.
О сложности ситуации говорят и эксперты-юристы. «В данном же случае ситуация очень запутанная, нет достаточной информации, чтобы предположить, как будет развиваться дело», — отмечает Елена Наговицына, начальник департамента налогов и финансового права «Частное право».
Кроме того, история российского бизнеса пока не знает такой тактики захвата предприятия.
«Подобных случаев, чтобы кто-то подавал в Генпрокуратуру заявление о том, что он настоящий собственник компании, в российском бизнесе в последние годы не было. Были случаи, когда после предъявления претензий и прессинга налоговых органов в компании менялся собственник, например, в «ЮКОСе», «Русснефти». От налоговых претензий компанию это не избавляло», — говорит Наговицына.
Напомним, 24 января 2008 года владелец сети Владимир Некрасов был задержан по подозрению в неуплате налогов на 49,51 млн рублей. Также по обвинению о неуплате налогов «Арбат Престижем» в начале года был арестован Сергей Шнайдер, более известный под именем Семен Могилевич. Примечательно, что Могилевич называется в числе основных владельцев сети «Арбат Престиж».
После ареста главы компании у парфюмерной сети начались проблемы с поставщиками.
В магазинах стала исчезать продукция Max Factor, Versace, Pupa, Biotherm, Lumene, Maybelline, L'Oreal.
Тем не менее, в начале марта «Арбат Престижу» удалось договориться о возобновлении поставок с группой «Единая Европа» – эксклюзивным дистрибутором Nina Ricci, Paco Rabanne, Hugo Boss, Dolce & Gabbana, Moschino, Salvador Dali, Valentino, Max Factor в России. Однако несколько поставщиков отказались возобновлять договоры, а компания «Калина» подала иск к «Арбат Престижу» о неуплате долгов, и в итоге Арбитражный суд Свердловской области арестовал на счетах парфюмерной сети 41 млн рублей.
В результате, по статистике самой компании, ее общие продажи за март упали на 35,67% до $28,9 млн против $45 млн в марте 2007 года.
После ареста Некрасова «Арбат Престиж» постепенно был вынужден начать закрывать наименее рентабельные магазины. В Санкт-Петербурге в апреле было закрыто сразу пять точек, столько же пришлось закрыть в Москве, а за прошлую неделю «Арбат Престиж» якобы закрыл сразу шесть магазинов в регионах. «Закрытие целого ряда магазинов сети, конфликтные ситуации с поставщиками и финансовыми партнерами, в некоторых случаях обернувшиеся весьма существенными исками, также заметно снизили инвестиционную привлекательность компании и уровень доверия к ней инвесторов», — отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
Поэтому оценить стоимость сети сейчас трудно. В прошлом году Некрасов выкупил 40-процентный пакет «Арбат Престиж» у «Тройки-Диалог», заплатив $400 млн. Кроме того, «Арбат Престиж» заявлял, что владеет недвижимостью на сумму примерно $600 млн.
Формально, исходя из ранее сделанных заявлений Некрасова, стоимость компании можно было бы оценить примерно в $1 млрд, говорит Клягин. «Впрочем, выручка «Арбат Престижа» в 2007 году, по данным самой компании, составила только около $470 млн. А оценка портфеля собственной недвижимости в $600 млн представляется нам не вполне объективной. Поэтому без учета недвижимости мы склонны оценивать стоимость компании на 1 января 2008 года примерно в $500 млн. При этом, в результате конфликтной ситуации вокруг компании, эта сумма за последние 4 месяца могла сократиться до $300 млн», — резюмирует аналитик.