Заявки на портовые особые экономические зоны (ОЭЗ) в течение мая рассматривались экспертным советом, выставлявшим баллы по ряду критериев, определенных условиями конкурса. Из 17 заявок, допущенных к конкурсу, комиссия при участии главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, министра транспорта Игоря Левитина и руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосАЭЗ) Андрея Алпатова оставила три. «У нас есть критерии оценки качественных заявок, – заверила Эльвира Набиуллина при открытии конвертов с заявками, – сможет ли портовая зона перевести на себя транспортные потоки, сможет ли она качественно обрабатывать грузы, создать дополнительные мощности, обеспечить интермодальность, создать новые рабочие места».
Портовые зоны будут образованы в аэропортах «Емельяново» (Красноярск) и «Ульяновск-Восточный» (Ульяновск), а также в морском порту «Советская Гавань» (Хабаровский край).
«Для морских портов создание ОЭЗ является способом привлечения инвестиций для обновления инфраструктуры, — считает аналитик «ЦентрИнвест» Наталья Сорокина, — для аэропортов в какой-то мере тоже». Напомним, минимальные инвестиции для создания и реконструкции инфраструктуры портовой зоны высоки: для строительства нового порта – не менее 100 млн евро; для создания и развития инфраструктуры аэропорта – не менее 50 млн евро; для реконструкции и развития действующей инфраструктуры — не менее 3 млн евро.
Инфраструктура красноярского воздушного порта, по мнению экспертов, дает возможность принимать воздушные суда всех типов, а также обслуживать их благодаря топливозаправочному комплексу мощностью 400 тыс. тонн топлива в год и грузовому терминалу мощностью 85 тыс. тонн груза в год. Создание портовой ОЭЗ на базе «Емельяново» станет дополнением к реализации проекта развития крупного стыковочного узла в Красноярском крае, благодаря расположению на перекрестке воздушных маршрутов Европы и Азии, что позволит России включиться в борьбу за перераспределение азиатского грузопотока, говорится в сообщении министерства.
Создание портовой зоны потребует 25 млрд рублей, сообщил зам главы департамента внешних связей и инвестиционной политики администрации Красноярского края Сергей Верещагин. По его словам, передает «Интерфакс», 70% суммы придется на частные инвестиции, а остальное поделят между собой федеральный и региональный бюджеты. Реализация проекта к 2020 году будет приносить 7 млрд рублей ежегодных налоговых поступлений, половина из которых поступит в краевую казну. Также благодаря ПОЭЗ будет создано 8 тыс. рабочих мест.
Взлетно-посадочная полоса «Ульяновск-Восточного», в длину составляющая 5,1 км и оборудованная современным свето-сигнальным оборудованием, также способна принять любые самолеты без ограничения взлетной массы. Эта портовая зона получит название «Волга-АвиаКарго» и может обойтись в 20,7 млрд рублей, поделился министр инвестиций и внешних связей Ульяновской области Дмитрий Рябов с агентством РИА-Новости в конце мая. 7 млрд рублей до 2020 года выделит государство (половину – Ульяновская область), а инвестиции резидентов достигнут 13,7 млрд.
Интерес к участию в проекте в качестве резидентов, по словам Рябова, уже проявили «Волга-Днепр», ETIRC Aviation S.a.r.l., «Авиастар-СП» и «РОСТЭК». Аэропорт станет исключительно грузовым «с акцентом на направлениях по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов, сборочном производстве легких реактивных самолетов Eclipse 500 и развитии терминально-логистической инфраструктуры в инфраструктуре», — отметил министр. Помимо увеличения грузооборота, ульяновская портовая особая экономическая зона подтолкнет развитие авиаремонтных предприятий города.
«Советская гавань» обязана своей победе в первую очередь географическому расположению: восточный конец Байкало-Амурской магистрали. Согласно концепции, на территории «Советской Гавани» будет создан международный многопрофильный портовый и судоремонтный центр. Здесь выбор, видимо, делался с серьезной оглядкой на будущее. «Существует проект по объединению дальневосточных портов «Ванино» и «Советская Гавань», — напомнил Максим Исаев из Rye, Man & Gor Securities. «Ванино» является крупнейшим Тихоокеанским портом, и для объединения «Совгавани» следует улучшить инфраструктуру, развиться. Особенностью концепции этой портовой зоны станет внимание к развитию судоремонта, а также проекты стивидорных компаний, специализирующихся на перевалке железорудной продукции, контейнерных и прочих генеральных грузов.
«Портовые зоны создаются по двум причинам, — говорит аналитик RM&G Sec, — во-первых, развитие уже успешных портов до международного уровня». Так дело обстоит, например, с «Емельяново».
Вторая причина – необходимость развития территорий, которым трудно получить инвестиции другим способом.
Действительно, инвесторам необходим стимул для финансирования инфраструктуры и прилегающих территорий. По мнению Натальи Сорокиной, программа ОЭЗ направлена на стимулирование (путем создания более благоприятных условий) не только инфраструктурных инвестиций, но и на развитие международных пассажиро- и грузопотоков на определенных направлениях, и решение здесь в любом случае должно быть комплексным.
Поэтому местные власти всеми правдами и неправдами пытаются получить статус ОЭЗ.
Окончательный отбор еще не завершен: как заявлялось ранее, всего будет создано не меньше 5–6 портовых ОЭЗ. Новый конкурс будет проводиться осенью 2008 года, в нем могут принять участие и претенденты, получившие отказ на нынешнем этапе. В сообщении Минэкономразвития подчеркивается, что высокие оценки получили многие заявки на морские порты, однако «выявлена необходимость дополнительной проработки вопросов, связанных с оценкой реальных потребностей для создания внешней инфраструктуры зон, а также решения вопросов статуса земельных участков, включаемых в территорию предполагаемых зон». Вполне возможно, что именно земельные вопросы могут быть главной причиной отказа в создании ОЭЗ — пример Сочи, где выделение земель под олимпийские объекты вызывает массу скандалов, весьма показателен.