Новое правительство всерьез займется отечественным судостроением. Назначение Игоря Сечина председателем совета директоров «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) подчеркивает серьезность заявлений премьер-министра Владимира Путина о необходимости скорейшего возрождения российского судостроения — новый премьер много говорил об этом во время визита в Санкт-Петербург во вторник.
Накануне Игорь Сечин был назначен заместителем председателя правительства, под его юрисдикцию попадает госполитика в области энергетики, недропользования и развития промышленности.
Предшественник Сечина на этом посту Сергей Нарышкин вынужден был оставить должность в ОСК – теперь он возглавил администрацию президента.
Приход в корпорацию Сечина, заслуженно считающегося одним из самых влиятельных «силовиков», ожидаемо ускорит окончательное формирование ОСК — скорее всего, с этой целью его и ставили на эту должность. Неудовлетворение медленными темпами создания судостроительной корпорации премьер-министр выразил во вторник на заседании по вопросам судостроения в Санкт-Петербурге. «Задача правительства — в 2009 году полностью завершить акционирование входящих в корпорацию государственных унитарных предприятий, — напомнил Путин. — Между тем до сих пор в полном объеме не сформированы аппараты управления корпорации и ее дочерних компаний».
Аналитики согласны, что опыт и связи Игоря Сечина, бессменно работавшего с Путиным с 1991 года, повлияют на судостроительную отрасль, и повлияют серьезно. Решающую роль может сыграть большой лоббистский потенциал нового председателя совета директоров, считает аналитик ИК «Антанта Капитал» Тимур Хайруллин:
«Сечин — именно та фигура, которая своим влиянием может значительно ускорить процесс консолидации».
Вопрос в том, какие методы будут избраны для ускорения возрождения российского судостроения. Напомним, Сечин считается одним из инициаторов «дела ЮКОСа». К тому же он длительное время возглавлял совет директоров «Роснефти», собирая продаваемые на аукционах активы обанкроченного ЮКОСа. «Учитывая приписываемую Сечину роль, можно ожидать успеха любых процессов консолидации, — говорит Екатерина Кравченко из БКС. – Любых, в которых заинтересовано государство».
Впрочем, аналитик уточняет, что теперь Сечину будет сложнее, он стал публичным человеком, соответственно, противодействие усилится, его противники смогут апеллировать к общественному мнению.
Опасения аналитиков по поводу жестких методов работы вдвойне актуальны в связи с возможным участием частных владельцев судостроительных активов в ОСК. «Принято очень важное, принципиальное решение предложить частному капиталу объединить усилия и финансовые средства для строительства новых верфей, и начнем мы это с Западного региона», — сообщил курирующий оборонку вице-премьер Сергей Иванов. Таким образом, говоря о частно-государственном партнерстве, речь пойдет о «Балтийском заводе» и «Северной верфи». Оба предприятия входят в «Объединенную промышленную корпорацию», чьим основным бенефициаром является Сергей Пугачев.