Кременчугский НПЗ (ЗАО «Укртатнафта») частично решил проблему дефицита сырья. В апреле текущего года предприятие впервые закупило в Белоруссии 18,9 тыс. тонн сырой нефти.
К такому шагу «Укртатнафту» подтолкнул конфликт с российской «Татнефтью», которая была основным поставщиком и акционером (совместно с правительством Татарии компания владела 37,38% акций) Кременчугского НПЗ и поставляла около 80% сырья на предприятие. Однако в октябре 2007 года, после рейдерского захвата предприятия бывшим главой завода Павлом Овчаренко, российская компания приостановила поставку нефти на НПЗ и обратилась к другим нефтяным компаниям с аналогичной просьбой.
Предприятие, обеспечивающее около 45% нефтепереработки в стране, оказалось под угрозой закрытия.
В марте этого года «Татнефть» объявила о том, что начинает международное судебное разбирательство против правительства Украины, которое так и не предприняло никаких действий для восстановления законности на Кременчугском НПЗ. Дело будет рассматриваться международным арбитражем при Торговой палате Стокгольма. Интересы «Татнефти» представляет международная юридическая фирма «Клири Готтлиб». Юристы оценивают шансы российской компании как высокие. В ответ на этот иск премьер Украины Юлия Тимошенко заявила, что полностью поменяет менеджмент НПЗ.
В ноябре прошлого года менеджменту Кременчугского НПЗ все же удалось найти в России нефтетрейдера и купить 165 тыс. тонн нефти с поставкой через морской порт Одессы. Позже «Укртатнафта» законтрактовала еще около 85 тыс. тонн российской нефти на декабрь с поставками по той же схеме. В начале 2008 года Украина договорилась с Ираком об импорте углеводородов. В январе было закуплено 80 тыс. тонн нефти марки Kirkuk.
Однако в целом поставки сырья на НПЗ снизились по сравнению с апрелем 2007 г. на 66,1% — до 187,7 тыс. тонн. Этому поспособствовало то, что в апреле текущего года российская нефть на завод вообще не поступила.
Таким образом, вопрос новых источников сырья остался актуальным, и Украина обратила внимание на белорусского соседа.
Однако непонятным остается тот факт, как Белоруссия, которая сама является энергозависимым от России государством, будет решать сырьевые проблемы Кременчугского НПЗ.
Эксперт ИГ (организация запрещена в России) «Регион» Константин Гуляев полагает, что на Украину идут излишки, полученные из России.
«С начала года экспорт российской нефти в Белоруссию вырос на 27,9%, до 7,4 млн тонн. Годовые потребности составляют около 22 млн тонн. (Собственная добыча по итогам 2007 года — около 1,8 млн т). Все, что остается сверх этого, может быть поставлено Украине», — объясняет Гуляев. «А с учетом разницы нефтяных цен для ближайших соседей и остальных покупателей российской нефти Белоруссия в лице небольшой группы лиц может неплохо подзаработать», — добавляет эксперт «Антанта-Капитал» Тимур Хайруллин.
Существует и другая версия. По мнению аналитика ИК «Проспект» Александра Кузнецова, поставщиками могут выступать российские компания, которые, чтобы «не светиться», поставляют нефть через Белоруссию.
«Тем более что компаниям, по большому счету, все равно, кому продавать нефть», — указывает Хайруллин.
В подтверждение жизнеспособности этих версий начальник отдела балансов нефти, нефтепродуктов и нефтеперерабатывающей промышленности мнистерства топлива и энергетики Украины Виталий Горичко заявил, что ему не известно, была ли нефть, поставленная на Кременчугский НПЗ, добыта на территории Белоруссии.