Строительство нефтепровода «Восточная Сибирь--Тихий океан» (ВСТО) может быть опять замедленно. В среду появилась информация, что Росприроднадзор обеспокоен экологической безопасностью Хабаровска и поэтому предлагает проложить вторую очередь ВСТО не южнее города, как это предусмотрено планом, а севернее. В распоряжении «Газеты.Ru» оказались документы, свидетельствующие, что Росприроднадзор направил в компанию «Транснефть» (оператор ВСТО) письмо за подписью замглавы ведомства Алексея Акулова.
В письме указывается, что по первоначальному плану нефтепровод должен проходить через Амур, выше водозаборной зоны Хабаровска, в границе зоны санитарной охраны Тунгусского месторождения подземных вод, которое дает городу питьевую воду.
Росприроднадзор утверждает, что близость нефтепровода несет потенциальную угрозу, так как при любой аварии нефть потечет по Амуру вниз, как раз к Тунгусскому месторождению.
По этому же поводу высказался другой заместитель главы Росприроднадзора — знаменитый борец за экологию Олег Митволь. Он заявил, что намерен обсудить данную проблему с «Транснефтью». «Если у компании не будет других технических решений, то маршрут нефтепровода должен проходить за железнодорожным мостом у Хабаровска», — заявил чиновник.
Но неожиданно глава ведомства Владимир Кириллов опроверг информацию о том, что Росприроднадзор обращался к «Транснефти». «Я никаких предписаний как главный государственный инспектор компании «Транснефти» не делал, — заявил Кириллов. — В интернете были опубликованы высказывания моего заместителя Олега Митволя по этой проблеме. Но это его высказывание, я комментировать его не собираюсь. Никаких обращений в письменной или устной форме к «Транснефти» не было».
Комментарий самого Митволя по этому вопросу получить не удалось, однако в документах, имеющихся в распоряжении «Газеты.Ru», есть предписание за подписью Владимира Кириллова, в котором Митволю поручается подготовить обращение в «Транснефть» «о необходимости учета экологических факторов при проведении работ по пересечению водного объекта реки Амур».
Как сообщил «Газете.Ru» источник в Росприроднадзоре, именно это обращение и было отправлено в «Транснефть» за подписью Акулова, и именно о нем «ничего не знает Кириллов».
По информации «Газеты.Ru» трения между недавно назначенным Кирилловым и Митволем продолжаются. По словам Кириллова, он хоть и не ставит вопрос об увольнении Митволя, но видит в работе своего зама ряд недостатков: «Я считаю, что вопросами природоохранной деятельности нужно заниматься профессионально, а не голословно». Более того, в рамках систематизации работы Росприроднадзора Кириллов упомянул и о «систематизации» персонально Митволя:
«Я думаю, что Олег Львович принесет такую же пользу, если он будет «систематизирован».
Более того, Кириллов фактически обвинил Митволя в игре на стороне одних компаний против других. Кириллов отметил, что претензии Росприродназдора к компаниям, в том числе и направленные в Генрокуратуру, не принесли результата. «Нужно работать систематизированно, а не «пальцем в небо». Не в интересах одной компании работать, чтобы акции одной компании понизились, а повысились другой», — цитируют РИА «Новости» руководителя ведомства. Правда, в среду стоимость акций «Транснефти» почти не изменилась.
Сейчас Кириллов начал уже «заворачивать» громкие инициативы Митволя. Например, Митволь подал в арбитраж Красноярского края иск против «Норникеля», однако Кириллов заявил, что Росприроднадзор никаких исков не подавал и претензий к компании не имеет. Похожая ситуация повторяется и с «Транснефтью», для которой требование снова перенести маршрут ВСТО выливается в увеличение сроков строительства и дополнительные затраты.
Действительно, эксперты говорят, что перенос трассы приведет к значительным потерям как в деньгах, так и во времени. «Сложно сказать, на сколько увеличится стоимость проекта, но вот сроки его сдвинутся весьма значительно, — говорит аналитик ИК «Антанта Капитал» Тимур Харуллин. — Если «Транснефть» согласится на предложение Росприроднадзора, то в 2009 году ВСТО не будет пущен совершенно точно, а возможно, что этого не случится и в 2010 году».
Соглашается с Хайруллиным и Наталья Мильчакова из ФК «Открытие», отметившая, что перенос маршрута — это в любом случае увеличение стоимости трубопровода и сроков его окупаемости. «По нашим прогнозом, из-за изменения маршрута ВСТО-1 «Транснефть» инвестирует в строительство трубопровода $16–18 млрд, а не $11–12 млрд, как предполагалось раньше, — рассказывает аналитик. — Срок окупаемости всего проекта ВСТО мы оцениваем примерно в 30 лет, в то время средний срок окупаемости трубопроводных проектов в России составляет 15–20 лет».
Эксперты считают маловероятным, что пуск трубопровода будет сейчас задержан. Против этого, например, выступят «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» — основные поставщики нефти по ВСТО, считает Хайруллин. «Маршрут первой очереди ВСТО был перенесен по требованию президента России Владимира Путина, — напоминает Мильчакова. — Требования Росприроднадзора по изменению маршрута ВСТО-2 «калибром пониже», и мало шансов, что руководство «Транснефти» пойдет на такой шаг». Впрочем, Мильчакова отметила, что если такие требования Росприроднадзора появились, то не исключено, что это означает некоторое ослабление позиций Николая Токарева, а также то, что ему очень непросто лоббировать свои интересы в Кремле.
В этих обстоятельствах возникает законный вопрос - как эти документы вообще могли появиться. Ряд экспертов считает, что у ВСТО есть влиятельные противники. «И президент «Транснефти» Токарев, и новый глава природоохранного ведомства Кириллов аффилированы с бизнесменом Геннадием Тимченко, который занимается поставками российской нефти на Запад, — рассказывает эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. — Тимченко заинтересован в максимальной отсрочке ВСТО, и в продвижении проекта БТС-2, так как если ВСТО заработает, крупные объемы нефти будут оттянут на Восток. Соответственно, и Кириллов и Токарев действуют в его интересах, стараясь торпедировать ВСТО».
«Например, первый перенос сроков ВСТО был инициирован именно Токаревым, а Росприроднадзор вообще постоянно ставит палки в колеса этому проекту».
Однако сейчас, по словам Абзалова, Кириллов решил отыграть ситуацию назад, и именно поэтому утверждает, что никаких документов в «Транснефть» отправлено не было. «Кириллов так поступил потому, что не хочет привлекать излишнее негативное внимание к своей персоне в период формирования правительственного кабинета, — объясняет политолог. - А учитывая, что проект ВСТО был поддержан Дмитрием Медведевым, опасения главы Росприроднадзора вполне понятны».