Мошенничества с использованием мобильного телефона в России становятся все разнообразнее. Их жертвами стали уже более 10 млн человек. «Наиболее распространен способ мошенничества, основанный на доверии клиентов: ваш родственник попал в беду, и, чтобы помочь ему, нужна определенная сумма денег, которую необходимо передать нам», — рассказал гендиректор ОАО «Вымпелком» Николай Прянишников. Существуют и другие виды обманов: абонентам приходит сообщение о том, что мобильный оператор проводит акцию или конкурс, для участия в котором нужно перевести определенную сумму на другой номер.
Человек, ставший жертвой мошенников, практически беззащитен. «Мы не можем вернуть деньги пострадавшему, так как человек сам, без принуждения, переводит их на счет преступников»,— поясняют в «Вымпелкоме».
Ситуацию усугубляет и то, что в России пока еще нет законодательной базы, которая бы регулировала подобные преступления. «Единственная статья, под которую теоретически могут подпадать подобные деяния — это статья 159 УК «Мошенничество»»,— объяснил «Газете.Ru» юрист из юридической фирмы «Магистр & Партнеры» Павел Садовский. Но доказать, что текстовые сообщения были отправлены определенным лицом, довольно сложно.
Все, что могут пока предложить сотовые операторы для защиты своих клиентов, это информация.
«В салонах магазинов и через «горячие линии» мы предупреждаем, что никогда не будем проводить никаких акций, не прорекламировав их заранее», — рассказывает пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. Такую же тактику выбрал «Вымпелком». Более подробно просвещать граждан о видах мошенничества сотовые операторы опасаются. Громкие компании могут служить «мастер-классами» для будущих мошенников, говорит пресс-секретарь «Мегафона» Мария Белашева.
Но такая просветительская работа малоэффективна. «Разговоры о методах борьбы с мобильными жульничествами ведутся еще с 2003 года, однако результата пока не видно»,— констатирует ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Основная причина, по его мнению, — нежелание операторов мобильной связи брать на себя ответственность.
«Операторы сами не хотят, чтобы принимались законы, которые бы регулировали подобные ситуации, так как они зарабатывают на них ,— поясняет аналитик.— За передачу денег оператор получает определенную сумму».
Если бы компании по-настоящему хотели бороться с преступниками, они не перекладывали бы ответственность с себя на абонентов, а вычисляли бы номера, куда переводились деньги, и возвращали суммы пострадавшим, убежден Муртазин. Только совместная работа операторов и МВД смогут остановить рост мобильных преступлений, соглашается аналитик iKS-Consulting Максим Савватин.