В целом условия для развития ритейла в России благоприятные, а темпы роста этого сектора превышают показатели Европы в несколько раз: если в Европе до 2010 года они составят порядка 3% в год, то в России — 22%, говорится в исследовании «Ритейл сегодня и завтра» PricewaterhouseCoopers (PwC).
Главными тенденциями за прошедший год для розничной торговли стали активная экспансия на региональные рынки и продолжение консолидации, отметил руководитель практики по предоставлению услуг компаниям розничной торговли и производства потребительских товаров PwC Крис Скирроу.
Укрупнение и объединение игроков розничного рынка останется основным трендом в течение следующих трех--пяти лет.
Но несмотря на это, до сих пор российский рынок розничной торговли очень фрагментирован: на долю десяти ведущих компаний приходится всего лишь 5% рынка (для сравнения, в Великобритании четырем ведущим компаниям принадлежат 85%), отмечают эксперты. И по большому счету, стратегию слияний и поглощений конкурентов осуществляют немногие игроки рынка. По данным PwC, только 44% участников опроса назвали сделки по слиянию возможной моделью развития своего бизнеса.
Наибольшими трудностями были названы завышенная цена объекта приобретения (89% опрошенных), сложные процессы интеграции после проведения сделки (47%), отсутствие ресурсов для приобретения (47%). В качестве барьеров, препятствующих проведению этих сделок, назывался низкий уровень доверия к финансовой отчетности объектов слияний и поглощений.
Развиваться путем покупок других сетей для ритейлеров удобнее всего в российских регионах. «Это удобно, в том числе из-за низкой конкуренции в регионах», — считает аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков.
В целом интерес крупнейших игроков к сделкам по поглощению не упадет в ближайшее время, соглашается с PwC Фильченков.
Один из наиболее активных ритейлеров по покупкам других сетей – это Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Меркадо»). «Х5 сейчас активно выкупает своих франчайзи, тем самым увеличивая свою долю на рынке», — говорит Фильченков. Так, в начале этой недели Х5 объявила о покупке бизнеса своего пермского франчайзи «Кама-Ритейл», которой принадлежат 28 убыточных универсамов «Пятерочка». Сумма сделки составила $18 млн. В апреле прошлого года Х5 выкупила 40 магазинов у екатеринбургской компании «Уралагроторг». Сейчас компания готовит сделку по покупке сети магазинов «Карусель».
Среди непродуктовых ритейлеров по частоте и объемам покупок в 2007 году лидировала аптечная сеть «36,3», добавляет отраслевой аналитик ИК «Проспект» Ольга Самарец.
Среди ритейлеров с наиболее динамичным органическим ростом эксперты называют сеть магазинов «Магнит». «Стратегия развития «Магнита» с динамичным ростом через строительство своих гипермаркетов делает ее более гибкой», — считает Сергей Фильченков. Так, за 2007 год «Магнит» открыл 304 магазина и увеличил торговые площади почти на 25%. Другая розничная сеть — группа компаний «Дикси» также рассчитывает на существенный рост: «В 2008 году мы планируем открыть около 100 новых магазинов в 3 федеральных округах, где уже есть наши магазины. На это мы потратим от 150 до 180 млн долларов своих и заёмных средств в соотношении 50 на 50. Планов покупать другие сети у нас нет», — сообщили в пресс-службе «Дикси».
Вместе с тем темпы роста других сетей замедлились, отмечают эксперты, «и это тоже отдельная тенденция на рынке», считает аналитик «Финама» Сергей Фильченков.
Сдерживает другие компании от покупок и завышенная цена на многие торговые сети.
«Многие компании очень дорого себя оценивают», — считает Ольга Самарец.
К факторам, негативно влияющим на российский ритейл, респонденты причислили административные барьеры, рост конкуренции, инфраструктурные проблемы, отмечается в исследовании PricewaterhouseCoopers.
Кроме того, многие российские розничные сети не всегда имеют четко дифференцированные форматы, или их форматы не всегда соответствуют форматам покупателя. «Это особенно актуально для иностранных игроков, которые обычно развивают только один формат на российском рынке и ожидают, что объект слияния и поглощения будет иметь один формат, который можно легко скорректировать под формат приобретающей компании», — считают эксперты PwC.