Самый большой в мире комплекс для проходки тоннелей построят для России. Соответствующий контракт подписан сегодня в Министерстве транспорта между ЗАО «Инфраструктура» (контролируется Романом Абрамовичем) и немецкой компанией Herrenknecht, специализирующейся на тоннелепроходческой технике. Срок поставки комплекса — два года. Стоимость контракта не разглашается, но цена подобного щита базовой сборки оценивается в 60–100 млн евро, сообщили «Газете.Ru» в компании Millhaus (управляющая компания Романа Абрамовича).
«Такое оборудование может с успехом применяться везде, где требуется кардинальное решение дорожно-транспортного обеспечения, но имеются объективные препятствия для строительства магистралей традиционным наземным способом», — говорится в официальном сообщении «Инфраструктуры». В компании считают целесообразным использовать щит для проходки заповедных зон при строительстве четвертого транспортного кольца Москвы:
это районы музея-заповедника Коломенское, национального парка Лосиный Остров, Покровско-Стрешнево, а также Нижних Мневников.
Помимо этого компания планирует подавать заявки на участие в концессионных соглашениях по строительству и эксплуатации платных дорог. «Мы рассчитываем на победу в тендерах на строительство Коломенского участка четвертого транспортного кольца, транспортной развязки на пересечении Молодогвардейской и Бусиновской улиц», — сообщил председатель совета директоров «Инфраструктуры» Валерий Абрамсон. «Также планируем участвовать в тендере на проектирование центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) и в тендере на строительство дублера Курортного проспекта в Сочи», — отметил он. В Министерстве транспорта подтвердили, что рассчитывают использовать проходный комплекс в крупных инфраструктурных проектах Москвы и Санкт-Петербурга. «Также комплекс будет использован в Сочи на строительстве олимпийских объектов», — уточнил представитель министерства.
До сих пор звание крупнейших в мире носили два 15-метровых щита, созданных в 2005 году для прокладки тоннелей в Мадриде (Испания). 19-метровый щит позволит расширить дорожное полотно до четырех полос движения в каждом направлении, а также создавать двухуровневые тоннели. Увеличенный диаметр будущего российского комплекса станет актуален как для автомобильных тоннелей, где нередко появляются крупногабаритные тягачи, так и для железной дороги при перевозках негабаритного груза.
Москва уже располагает схожим тоннелепроходческим комплексом фирмы Herrenknecht. Щит диаметром 14,2 метра использовался при прокладке Лефортовского автодорожного тоннеля под рекой Яузой и Лефортовским парком по трассе третьего транспортного кольца. Он же работал на создании двойного тоннеля под Серебряным Бором. Правда некоторые специалисты выражали сомнение в том, что крупных строительных проектов хватит для 14,2 метровго щита. Поэтому сомнения в надобности новой машины появились и сейчас. Однако эксперты сейчас считают, что для таких машин дело найдется. «Проектов сверхдостаточно, — считает генеральный директор компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян. – А ведь даже не все они обнародованы».
Объемы крупного инфраструктурного строительства позволяют предположить множество возможных точек приложения для гигантской машины. Впрочем, скорее всего, предварительные договоренности на ее использование уже могли быть заключены. «Наверняка под него есть конкретные заказы, просто так в строительство столь уникального объекта никто не будет вкладывать деньги», — уверен аналитик «Финама» Владимир Сергиевский.
Потенциальных проектов не счесть, среди наиболее известных: прокладка двух тоннелей под Коломенским и под Битцевским парком (Москва), строительство Орловского тоннеля под Невой (Санкт-Петербург), подготовка к Олимпийским играм в Сочи.
Среди заинтересованных в новом комплексе окажутся и «Российские железные дороги», тоннелепроходный щит необходим для реализации их планов. «РЖД будет строить тоннель для расширения Транссиба, планирует 40 тыс. км железной дороги, в том числе строительство железнодорожной ветки по побережью Охотского моря до Камчатки — напоминает Агван Микаелян. — Там такая местность, что тоннели просто необходимы». То же касается и развития железных дорог по Восточному Уралу.
Работы хватит даже на две подобные машины, считают аналитики, масштабы и стоимость работ позволят окупить даже уникально дорогостоящий комплекс. По мнению гендиректора ООО «Финэкспертиза» расчет заказчиков на получение нескольких миллиардов долларов в год на использовании щита не выглядят преувеличенным.