На социально значимые товары, такие как хлеб, молоко, яйца, торговая наценка не должна превышать 10–12%, считает министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. «Сейчас мы ведем дискуссию по этому вопросу с Минэкономразвития», — сообщил он в четверг после заседания правительства.
Нововведения должны войти в проект закона о торговле, который МЭРТ разрабатывает с 2006 года при участии Федеральной антимонопольной службы и Минсельхоза. Этот документ, по замыслу правительства, будет регулировать отношения, связанные с организацией и осуществлением торговой деятельности в России. «Сейчас торговая наценка доходит до 30–40%, а труд крестьян оценивается наценкой в 20–25% — это несправедливо», — объяснил Гордеев свою позицию, заметив, что действовать нужно осторожно, «чтобы государство действиями «большого слона» не сделало ситуацию хуже».
Таким образом, введенное вместе с замораживанием цен на ряд продуктов первой необходимости ограничение торговой наценки может быть закреплено законодательно и будет действовать постоянно.
В октябре 2007 года при содействии Минсельхоза Росптицесоюз, Масложировой и Молочный союзы, Российский союз пекарей, Союз мукомольных и крупяных предприятий, а также торговые организации подписали договор о «замораживании» цен на социальные товары, который в конце января был продлен до 1 мая. Цены на пшеничный и ржаной хлеб, молоко не менее 1,5% жирности, кефир не менее 1% жирности, масло подсолнечное, яйцо куриное были заморожены на уровне 15 октября 2007 года. Максимальная наценка ритейлеров на эти продукты не должна была превышать 10%.
Впрочем, замораживание цен не остановило, а лишь сдержало подорожание продуктов в России: за февраль стоимость минимального набора продуктов питания в России выросла на 3,3%, а за первые два месяца 2008 года — на 7,7%.
Средняя стоимость продуктовой корзины по стране составляла в конце февраля 1941 рубль в расчете на месяц, по данным Росстата.
В отличие от добровольно-принудительного «замораживания» цен, идею зафиксировать торговую наценку эксперты восприняли более позитивно. «Это хорошая идея, замечательная», — считает Елена Тюрина, директор Института аграрного маркетинга.
Но для реализации этой идеи государству придется организовать систему мониторинга, отслеживающие цены поставки и цены на прилавке. «Это очень затратный проект», — отмечает Тюрина.
Сами ритейлеры не ожидают большого ущерба от возможного ограничения наценки. «На нас эта мера окажет незначительный эффект, так как наценка фиксируется только на 5–6 видов социальных товаров, а ассортимент большинства наших магазинов составляет около 3,7 тыс. позиций (по дискаунтер-формату, таких у нас магазинов большинство — 375 из 390 на 1 февраля)», — говорит Федор Рыбасов, вице-президент группы компаний «Дикси».
«Социально значимые товары — это не те товары, на которых мы зарабатываем, — подчеркивает Рыбасов. — Таким образом, введение фиксированной наценки на социальные товары не скажется на нашей прибыли».
Чтобы компенсировать потери прибыли, возникшие из-за ограничения торговой наценки, розничные сети переключатся на товары, не являющиеся социально значимыми, подтверждает Елена Тюрина. «К тому же, в последнее время все больше потребителей выбирает более качественную и дорогую продукцию», — добавляет эксперт. Так же поступят и крупные производители, добавляет аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков: «Они переориентируются на высокомаржинальную продукцию, которой не коснутся меры правительства».
А вот мелкие производители могут пострадать, считает эксперт. «В их прибыли большую часть составляют социальные товары, а ритейлеры будут ограничивать свои закупки у них, отдавая предпочтение несоциальным товарам», — говорит аналитик.