Ассоциациия издательских и медиатехнологий (IFRA) представила в России свой прогноз «Будущее медиатехнологий в издательском бизнесе до 2023 года». Презентуя исследование, генеральный директор ассоциации Рейнер Миттельбах попросил аудиторию закрыть глаза и представить себе будущее. Выглядеть оно должно так: некоего Макса будит Келли — это не жена, а его любимый трехмерный компьютерный персонаж, Келли читает ему новости, рассказывает о телепрограмме, событиях в мире, на кухне экран холодильника предлагает Максу завтрак, составляет меню обеда и ужина голосом его любимого повара, недостающие продукты автоматически заказываются онлайн, Келли подбирает Максу подобающий костюм.
Но на работу он не ходит, ему достаточно выйти в интернет.
Приблизительно такая картинка из фантастических романов, по мнению Миттельбаха, обязательно станет реальностью. И потому именно к ней следует готовиться медиаигрокам, если они хотят в будущем не остаться за бортом бизнеса. Основной принцип существования медиа в мире будущего — обеспечение потребителя разносторонним контентом и услугами по принципу «всегда на связи». Для этого контент обязан следовать за пользователем повсюду: технологически это уже почти так. Ведь сегодня через мобильный телефон можно получить различную потребительскую информацию. Однако в будущем технологии зайдут еще дальше: носители не будут привязаны к заряду батареи, таких понятий, как способы и устройства подключения не будет.
По мнению IFRA, полноценный медианоситель может быть встроен в предметы повседневного спроса — часы, очки, ручка. Предполагается, что каждый человек будущего будет жить в определенной социальной сети, которая наиболее ему подходит. В этой сети будут и определенные услуги, и товары, и развлечения, и клубы, и бары, то есть целый мир, за рамки которого выходить уже будет необязательно.
Именно по принадлежности человека к той или иной интерактивной системе будет определяться его социальный статус.
Чтобы выжить в таких условиях, СМИ придется кардинально измениться. Причем начинать меняться нужно уже сейчас. Изданиям придется тщательно изучать интересы своего пользователя и подбирать для него новости, суммируя изменения сетевых и информационных каналов. При этом из «однонаправленных» СМИ придется превратиться в «двунаправленные», то есть предполагается полное взаимодействие с потребителем, пользователи будут получать новости, их создавать, обсуждать и участвовать в событиях, что приведет к появлению новых медиажанров. Впрочем, бумажные издания совсем не исчезнут из жизни людей будущего. «С одной стороны, медиакомпании будут бороться за скорость получения и распространения информации среди пользователей, — уточняет Миттельбах. — С другой, газеты не утратят свою миссию --анализ и толкование событий, обсуждение произошедшего».
Судя по всему, к таким перспективам медиакомпании начинают готовиться уже сегодня. Например, все крупные мировые медиаконцерны стремятся завоевать внимание не только почитателей своих традиционных брендов — газет, телеканалов или радиостанций — но и интернет-пользователей. Несмотря на то, что в России все эти процессы развиваются медленнее, чем на Западе, отечественные медиахолдинги тоже стремятся к конвергенции разных форм и способов завоевания читателей.
Наиболее быстро, по мнению экспертов, развивается именно интернет.
По словам вице-президента Гильдии издателей периодической печати (которая пригласила Миттельбаха выступить перед российскими специалистами) Евгения Абова, уже сейчас годовой прирост рекламы в российском интернете составляет почти 100%. «По оценкам АКАР, в 2007 году оборот рекламного рынка составил $10 млрд, — сказал он. — То есть сегодня наш рынок уже находится на пятом месте в мире по объемам рекламы».
На этом фоне конвергенция традиционных СМИ и мультимедиа выглядит вполне логично. «Я уверен, что в ближайшие 5–10 лет российский медиарынок кардинально изменится, — говорит директор по измерениям TNS Gallup Media Руслан Тагиев. — Останутся, конечно, отдельные игроки, которые будут верны своим носителям. Но в целом ситуация, когда бренд и умение производить контент были жестко связаны с одним каналом распространения, изменится. Эта связь осталась в ХХ веке».