Российский металлургический гигант и крупнейший производитель рельсов в мире «Евраз», крупнейшим акционером которого является Роман Абрамович, может потерять одного из своих клиентов – госмонополиста РЖД, если тот предпочтет покупать рельсы у «Мечела», испугавшись повышения цен.
ОАО «Российские железные дороги» сообщило, что собирается подписать с металлургической компанией «Мечел» соглашение об «обеспечении железных дорог России транспортным металлопрокатом» в период с 2010 по 2030 годы. В пресс-службе РЖД не уточнили, о каком именно типе продукции идет речь. В то же время агентство Reuters сообщило со ссылкой на источники, что, РЖД может сменить своего поставщика рельсов. Причиной такого шага источник называет решение «Евраза» повысить цены на свою продукцию на 30%.
Таким образом, договариваясь с «Мечелом», РЖД фактически ставит под сомнение дальнейшую совместную работу с безоговорочным лидером в производстве рельсов «Евразом», до последнего времени являвшимся единственным поставщиком РЖД.
По информации Reuters, в 2010 году истекает заключенный в 2004 году и оценивавшийся в $4,5 млрд контракт между РЖД и «Евразом», подразумевающий ежегодные поставки 700 тыс. тонн рельсового проката, 550 тыс. тонн термоупрочненных рельсов и другой продукции, включая железнодорожные колеса.
В «Евразе» отказались комментировать сообщение. Представитель пресс-службы РЖД, в свою очередь, ограничился напоминанием о стратегии развития железнодорожного транспорта, согласно которому к 2030 году необходимо построить 20 тыс. км новых дорог. Исходя из этого, монополии понадобятся большие объемы рельсов и другой сопутствующей продукции.
Аналитики считают маловероятным предпочтение одного поставщика другим, тем более что на данном этапе превзойти или хотя бы сравняться с «Евразом» по объемам производства рельсов «Мечелу» не под силу. Например, на челябинском заводе группы пока не налажено производство рельсов. Источник Reuters также говорит о том, что производство рельсов пока только планируется.
Если производство будет запущено, то к 2010 году «Мечел» сможет начать поставлять продукцию, но на первых порах компании будет тяжело конкурировать с «Евразом».
Для «Евраза» потеря РЖД, единственного покупателя рельсов, будет означать необходимость в замене производства рельсов на выпуск другого вида сортового проката.
С гораздо большей вероятностью можно предположить, что РЖД просто хочет диверсифицировать портфель поставщиков, дабы обезопасить себя от роста цен, считает аналитик Альфа-банка Максим Семеновых. Эксперт считает, что гораздо логичнее для РЖД было бы оставить в качестве поставщиков и «Евраз», и «Мечел». Таким образом монополист сможет усилить свою позицию в переговорах и не допустить повышения цен. В этом году, по подсчетам Семеновых, ожидается в среднем 10–15-процентное повышение на все виды стального проката.