Компания Playboy Enterprises, много лет подряд поставлявшая развлечения для взрослых, терпит убытки. По подсчетам компании, к последнему кварталу 2007 года журнал Playboy ушел в минус примерно на $1,1 млн. По сравнению с 2006 годом, когда Playboy заработал $3,7 млн, эта цифра выглядит весьма безрадостно. Финансисты компании прогнозируют, что тенденция к падению доходов у Playboy сохранится.
Несмотря на то, что аудитория журналов в США составляет более 10 млн читателей, доходы от рекламы у издания в ближайшем будущем могут снизиться на 30%.
«Вне всякого сомнения, мы столкнулись с рядом трудностей, которые присущи не только нашей компании», — признает Кристи Хефнер, дочь основателя Playboy Хью Хефнера.
Причиной такого резкого падения доходов в Playboy, по мнению представителей журнала, является рост доступного фото- и видео-контента в интернете, который отвечает запросам аудитории журнала. Читатели предпочитают бесплатное интернет-разнообразие платному журналу, количество картинок в котором ограничено.
Playboy еще несколько лет назад обратил внимание на угрозу, надвигающуюся со стороны интернета. В 2005 году была запущена новая онлайн-версия журнала с самостоятельным контентом, который полностью отличается от того, что видят читатели в печатной версии. «Все больше людей предпочитают получать информацию и развлекаться в онлайне. Мы не хотим остаться в стороне этого тренда», — заявил тогда представитель издания. Планировалось, что подобные инновации приведут к росту числа подписчиков и рекламодателей, однако этого не произошло. Судя по всему, неверные читатели Playboy «переметнулись» в интернет не только из-за большего разнообразия, оказавшегося в бесплатном доступе, но так же потому, что сеть предлагает гораздо более откровенную продукцию такого плана. Здесь стоит отметить, что стремительное развитие интернета на Западе уже давно превратилось в основную угрозу бумажным СМИ, о чем не первый год говорят эксперты медиабизнеса.
Впрочем, российским бумажным СМИ — особенно глянцу — пока опасаться нечего. По словам директора по медиаисследованиям TNS Gallup Nedia Руслана Тагиева, российский медиарынок значительно отличается от западного. «Интернет у нас, конечно, наступает, — говорит он. — Но пока мы не можем сказать, что он отбирает аудиторию у бумажных СМИ, тем более у глянцевых журналов, которые вообще очень хорошо себя чувствуют. Пока это параллельное развитие. Единственные, у кого интернет «отъел» кусок рекламных денег, это газеты бесплатных объявлений».
Действительно, пока американский Playboy подсчитывает убытки, российский увеличивает тиражи. «Для российского Playboy прошедший год можно назвать самым успешным за всю историю издания в России, — рассказал «Газете.Ru» главный редактор российского издания журнала Playboy Владимир Ляпоров (журнал в России по лицензии Playboy Enterprises выпускает издательский дом «Бурда»). — Журнал показывает динамику роста — роста тиражей и продаж рекламы. В ноябре 2007 года тираж журнала вырос с 120 до 160 тысяч копий». По мнению Ляпорова, интернет пока не конкурент для российской версии Playboy. «Чтение журнала — это своего рода эстетический и интеллектуальный опыт, которому человек посвящает свободное время вечером или, скажем, за бизнес-ланчем. А вовсе не поиск фотографий обнаженных знаменитостей. Это просто разные сферы», — говорит главред.
Сейчас отечественный рынок бумажных СМИ показывает рост почти в 40%, и глянцевые издания здесь далеко не на последнем месте. В отличие от Запада, жители России пока еще не столь «подсажены» на интернет. У многих его просто пока нет дома, часть аудитории по стране все еще пользуется модемным доступом в сеть, а при «модемных» скоростях скачивать картинки и видео довольно сложно. Куда проще купить журнал. «Российский Playboy издается ИД Burda, у которого сильные позиции на нашем рынке, — подтверждает слова Ляпорова Руслан Тагиев. — У них хорошо продается реклама, так что вряд ли журналу грозят финансовые потери».