Первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев потребовал от «Газпрома» и «Роснефти» скорейшего завершения переговоров по строительству газопровода от Сахалина до Владивостока, который к 2013 году должен обеспечить природным газом российский Дальний Восток. Тема этого газопровода возникла на совещании в Хабаровске, и «Газпром» фактически нажаловался Медведеву на другую госкомпанию, «Роснефть».
По мнению зампреда правления газовой монополии Александра Ананенкова, причина того, что газопровод при проектной мощности в 4,5 млрд кубометров в год прокачивает менее 2 млрд, кроется в несговорчивости второго участника строительства — «Роснефти». «Очень медленно продвигаются переговоры с «Роснефтью». Этот вопрос затянут, и нужно в ближайшее время более плотно и активно поработать, чтобы завершить этот процесс», — отметил Ананенков.
Ананенков постарался показать свою компанию с лучшей стороны и пообещал расширить газопровод и вывести его на проектную мощность 4,5 млрд кубометров.
«Мы намерены продолжить систему на 900 км от Хабаровска до Владивостока, чтобы в 2011 году обеспечить подачу газа во Владивосток», — сказал зампред правления «Газпрома». Ранее он заявлял о том, что газификация Петропавловска-Камчатского завершится в 2010 году, а Еврейской АО — в 2013 году.
Однако Медведеву в новом статусе будущего президента пришлось подняться над ставшими традиционными противоречиями двух компаний. Выслушав топ-менеджера «Газпрома», первый вице-премьер РФ дал, как он выразился, «жесткое поручение» в адрес «Газпрома» и «Роснефти» в ближайшее время завершить переговорный процесс. «Давайте, завершайте переговоры, принимайте коммерческое решение и стройте», — заявил Медведев.
Проблема непростых взаимоотношений двух компаний в этом регионе уже имеет свою историю. Напомним, что решение о газификации Дальнего Востока было принято несколько лет назад. Именно «Газпром» настаивал на том, чтобы перенаправить газ с месторождений Сахалина, главным образом с проекта «Сахалин-1», на внутренний рынок, аргументируя свою позицию возрастающим дефицитом топлива на внутреннем рынке. Однако разработчик проекта компания Exxon Mobil планировала поставлять газ в Китай. «Роснефть», владея 20% в проекте, тоже заинтересована в получении прибыли от выгодных поставок заграничным потребителям.
После долгих переговоров «Газпрому», по всей видимости, удалось склонить американцев на свою сторону.
«Газпром» намерен в апреле — мае этого года подписать с компанией Exxon обязывающие соглашения по купле-продаже газа с месторождения «Сахалин-1», — сообщил в четверг Ананенков, отметив при этом роль государства в этих переговорах.
Отраслевые эксперты считают, что именно соглашение с Exxon вызвало активизацию вокруг газопровода. «Компания Exxon, которая хотела направить этот газ в страны Азии, апеллировала как раз тем, что в Россию его поставлять пока невозможно — именно из-за отсутствия газопровода. Поэтому решение о направлении газовых потоков с Сахалина в Россию должно быть оправданно. Именно для этого и требуется скорейшая постройка газопровода», — объясняет эксперт ИК БКС Екатерина Кравченко.
Однако окончательно решить все проблемы вокруг газопровода пока не удалось. Причем не смогло исправить ситуацию даже вмешательство самого Владимира Путина — он в прошлом году уже ругал местных и федеральных начальников за невыполнение плана по газификации Дальнего Востока.
И тогда речь опять шла о задержке с постройкой газопровода.
В то время проект курировало РАО «ЕЭС России», которому президент и поставил на вид невыполнение обязательств. Проблема, однако, заключалась в том, что РАО было готово построить трубу, но «Газпром» не хотел пускать по ней свой газ с «Сахалина-2», так как он весь законтрактован на много лет вперед. В итоге строительство газопровода было поручено самому «Газпрому», однако монополия в любом случае не могла предоставить газ с «Сахалина-2», и поэтому выступила с предложением переориентировать на внутрироссийские поставки проект «Сахалин-1», в котором участвует «Роснефть». Нефтяную компанию такое предложение не устроило, ведь внешние газовые цены намного выше внутренних, и поэтому направлять газ в Россию попросту невыгодно.
Фактически проблема газификации Дальнего Востока и постройки газопровода уперлась в то, что «Газпром» и «Роснефть» никак не могут договориться, кто же из них будет давать газ и терять на этом прибыль.
Сейчас двум госкомпаниям-конкурентам, по всей видимости, все же придется пойти на взаимные уступки — перед выборами скандал никому не нужен. При этом эксперты сходятся в том, что Дмитрий Медведев займет нейтральную позицию. «Несмотря на то, что Медведев пока еще официально является председателем совета директоров «Газпрома», действовать он будет так же, как и Путин — то есть останется «над схваткой». Это объясняется тем, что сейчас вероятность избрания Медведева на пост президента чрезвычайно высока, и он уже в большей степени государственный человек, нежели сотрудник «Газпрома», — объясняет начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев.
«Времена, когда государство было «приватизировано» финансовыми структурами, остались в 90-х годах. Поэтому Путин просто не позволит Медведеву лоббировать интересы «Газпрома», да и вообще принимать чью-либо сторону в спорных вопросах», — добавляет один из участников рынка. В противном случае, по мнению эксперта Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, Медведев подставит себя под удар. «Премьер-министр, которым может стать Владимир Путин, может резко ужесточить контроль за деятельностью президента, лишить его маневра. А жертвовать возможностью маневра ради того же «Газпрома» для Медведева нецелесообразно. Поэтому как минимум в течение полугода после выборов Медведев будет придерживаться курса преемственности, а скорее всего, так будет продолжаться и в дальнейшем, — резюмирует Абзалов.
Кроме того, по мнению Кравченко, газопровод является неплохим поводом для Медведева продемонстрировать перед выборами, что он способен решать социальные проблемы.