Федеральное агентство по энергетике (Росэнерго) намерено само определять, как должно голосовать государство в советах директоров государственных компаний. «Ведомство хочет получить полномочия по формированию директив госпредставителям в советах директоров госкомпаний», — заявил глава Росэнерго Дмитрий Аханов. Сейчас решения по этим вопросам принимает Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), которое подчиняется Минэкономразвития. Однако, по мнению Аханова, это агентство и так загружено работой. «Объем управления государственной собственностью очень велик, Росимущество сосредоточено больше на имущественных вопросах», — передает слова чиновника «Интерфакс». Вопрос согласовывается и, по словам главы Росэнерго, принципиальных возражений не вызывает.
Более того, Аханов считает, что правительственные документы о передаче полномочий от одного ведомства другому могут появиться уже в первом квартале 2008 года. Глава Росэнерго отметил, что это может затронуть те госкомпании, которые являются профильными для него.
Пока до нефтегазовых компаний дело не дойдет: на первом этапе передача полномочий будет производиться в секторе электроэнергетики.
Такие приоритеты не случайны: Дмитрий Аханов — сам выходец из РАО, в недавнем прошлом нынешний глава Росэнерго работал топ-менеджером у Анатолия Чубайса. Именно ему поручили организовать передачу агентству функций контролера над электроэнергетической отраслью.
«После исчезновения энергомонополии Росэнерго станет одним из «наследников» РАО и получит функции наблюдения и контроля над электроэнергетикой,
— объясняет замглавы Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Такое перераспределение полномочий еще один шаг на пути к этому». Впрочем, Росэнерго все равно не заменит всемогущего энергомонополиста. Ведь после завершения реформы большинство российских генерирующих энергокомпаний отойдут частным владельцам, и госконтроль им будет ни к чему. В сфере компетенции Росэнерго останутся только государственные сетевые компании — ФСК и МРСК, гидрогенерирующая «ГидроОГК» и Системный оператор.
Помимо всего прочего, эта инициатива может поспособствовать уменьшению бюрократических проволочек в принятии решений. На это, во всяком случае, рассчитывают в самом РАО. «Такое перераспределение полномочий может повысить оперативность получения директив», — надеется представитель энергохолдинга Марита Нагога. Сейчас, по ее словам, кроме Росимущества, директивы госпредставителям в совете РАО по ключевым вопросам может давать также непосредственно правительство.