О повышении цен сообщил в понедельник в интервью телеканалу «Вести» президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин. В РЖД это называют «гибким регулированием тарифов на дальние перевозки». График такого регулирования ежегодно утверждает Федеральная служба по тарифам (ФСТ).
Урезают тарифы железнодорожники в те периоды, когда спрос на билеты невысок. Фактически это аналогично сезонным скидкам. В период спада понижение цен позволяет привлечь дополнительных пассажиров на железную дорогу.
В период повышенного спроса стоимость билетов повышается.
В наступающем году тарифы на пассажирские перевозки будут выше базовых четко в праздничные периоды (2–8 января, 5–10 марта, 29 апреля--3 мая, 7–8 мая, 25–30 декабря) и на весь сезон отпусков (11 мая--30 сентября). Своей нижней границы тарифный коэффициент достигнет дважды: 1 января и 9–10 мая, в эти дни билеты можно будет купить на 55% дешевле. Остальное время цены будут ниже базового тарифа на 6–20%. «Применение графика гибкого регулирования тарифов в плацкартных и общих вагонах позволяет равномерно распределить пассажиропотоки в течение года и сократить убытки от перевозок дальнего следования РЖД», — цитирует «Интерфакс» заместителя руководителя ФСТ Виталия Евдокименко.
Однако для пассажира такое планирование не приведет к серьезному снижению расходов.
Цены на билеты вырастут в любом случае, на 14% в плацкартных вагонах и на 21–25% в купейных и СВ.
«Точно так же, как с уровнем инфляции повышается стоимость жизни, повышается стоимость обслуживания, потому что мы живем в реальном мире», — оправдал повышение цен Владимир Якунин. «Мы опять оказались ниже уровня инфляции, — констатировал глава РЖД. — Ведь мы покупаем энергоносители, мы покупаем дерево — шпалу, мы покупаем металл, мы покупаем обслуживание. Все это влечет за собой повышение себестоимости».
Государственное регулирование тарифов для купейных и мягких вагонов устранено еще в 2001 году, однако верхнюю планку роста цен на билеты по-прежнему устанавливает ФСТ. Например, в начале 2007 года стоимость проезда в плацкарте выросла на 12%, а в купе — на 20%.
Предполагалось, что в дальнейшем рост будет постепенно замедляться, запланированное повышение на 2008 год составляло для плацкарта 11%, для купейных вагонов 19%, для пригородных поездов 13%. Реальность оказалась печальнее.
При этом пассажирские перевозки для «Российских железных дорог» все еще остаются невыгодными. Их убыточность составляет около 35%, то есть платежи пассажиров окупают лишь 65% затрат. Суммы, выделенной из федерального бюджета для покрытия убытков на 2008 год, хватит на покрытие лишь 60% потерь. Возможно, приостановить рост цен удастся к 2009 году, когда убытки от пассажирских перевозок будут полностью компенсироваться государством.