Предвыборная кампания заставляет политиков искать наиболее значимые социальные темы. Поэтому состояние российского телевидения и, в частности, обилие на нем рекламы постоянно вызывает неудовольствие российских чиновников. На этот раз обиду на отечественное ТВ выразил мэр Москвы Юрий Лужков.
На заседании столичного правительства во вторник градоначальник посетовал, что в последнее время смотреть фильмы по телевизору из-за рекламы стало невозможно.
«Если идет фильм, в особенности на второстепенных каналах, в него наталкивают столько рекламы, что невозможно смотреть. Реклама превращается в антирекламу», — заявил мэр.
Далее Лужков, чтобы не показаться голословным, сообщил, что по результатам исследований 56% россиян недовольны рекламой на телевидении, 65% раздражает реклама, которой набивают их почтовые ящики, а 29% населения не любит наружную рекламу.
Далее мэр Москвы предложил ряд мер по ограничению рынка рекламы, и выяснилось, что повлиять он может только на наружную рекламу в столице — например, рассмотренная на заседании программа «Развитие рекламы, информации и оформления города на 2008–2010 гг.» должна ограничить рост наружных рекламных площадей в Москве к 2010 году.
Поэтому заявление Лужкова стоит рассматривать как банальную заботу о телезрителях, тем более у же с 1 января 2008 года его пожелания осуществятся. Вступит в силу окончательный вариант закона «О рекламе», который уже телевизионное и рекламное сообщество не раз назвали «очень жестким», изрядно ограничивающим рекламные возможности на ТВ. Так, по новому закону «О рекламе» в час количество рекламы сократится с 12 до 9 минут и не должно превышать 15% объема вещания в час.
Рынок уже отреагировал на предстоящее повышение.
По прайс-листам компании «Видео Интернешнл», которая продает основные объемы рекламы в России, цены на телерекламу в 2008 году вырастут на 55%. Рекламодатели, особенно отечественные производители, шокированы, а телевизионщики и эксперты полагают, что иначе телевидению не выжить.
Комментируя претензии, высказанные Юрием Лужковым, директор по телеизмерениям TNS Gallup Media Александр Костюк считает, что пути выживания телевидения существует только два. Первый – это рекламные доходы, второй – государственное субсидирование. «Если телевидение будет богатым, оно сможем позволять себе снимать большие дорогие проекты, — сказал он «Газете.Ru». – Деньги у него могут появиться двумя путями – либо госфинансирование, либо реклама. Ограничение объемов рекламы на ТВ сделает его беднее». Кстати, в Европе именно так и происходит — ограничения на объемы телерекламы компенсируются из госбюджета.
А в Америке и вовсе нет никаких законодательных ограничений на объемы рекламы. Там их регулирует зрительский интерес.
«Каналы не могут забить все рекламой, потому что тогда они потеряют рейтинги, — рассказывает Костюк. – Поэтому они стараются найти грань компромисса между зрительской толерантностью и деньгами, на которые они смогут существовать».
В России, правда, без законодательных ограничений не обойтись. Однако телевизионщики зря жалуются на бедность. По мнению вице-президента РАРА Владимира Евстафьева, новый закон «О рекламе» обеспечит стабильный рост рекламного рынка на уровне 30% в год. «Такой значительный рост, который сохраняется уже несколько лет, зависит от нескольких причин сразу: сначала были низкие стартовые цены, потом появился приток инвестиций на рынок, после чего стал слабеть доллар и рынок перешел на евро, — говорит эксперт. – Все эти скачки дают в результате 30-процентный рост рекламного рынка, который, вообще-то, должен зависеть от ВВП. Если ВВП у нас растет на 7%, то рекламный рынок через год должен вырасти настолько же».
Поэтому введение нового закона «О рекламе» снова отсрочит снижение темпов роста рекламного рынка благодаря увеличению стоимости рекламы всех видов. И, хотя по данным, приведенным правительством Москвы, к 2010 году темпы роста рекламного рынка снизятся до 16%, вполне вероятно, что снижение произойдет гораздо позже.