Подконтрольная Алишеру Усманову Gallaher Holding купит 50-процентную долю в компании «Макси-Групп». Официально стороны не говорят о сумме сделки, однако из-за финансовых проблем металлургической компании покупка может оказаться весьма выгодной.
Дело в том, что кризис ликвидности на финансовых рынках сыграл плохую шутку с «Макси-Групп». Компания привлекала большие кредиты под проекты, и сейчас общий объем заемных средств холдинга Николая Максимова составляет около 38 млрд рублей, 4 млрд из которых пришлось погасить по требованию кредиторов в течение последних двух месяцев. Аналитик Собинбанка Николай Сосновский объясняет финансовые проблемы группы достаточно «агрессивной стратегией» развития, которая могла бы себя оправдать в условиях спокойного рынка.
В числе претендентов на привлекательные активы «Макси-Групп» называли «Северсталь» Алексея Мордашова, «Мечел» Игоря Зюзина и Уральскую горно-металлургическую компанию (УГМК) Искандера Махмудова.
До последнего времени оставалась неясной и судьба всей «Макси-Групп». В конце октября появилась информация, что компания готова продать от 25% до 50% акций в обмен на финансирование программы развития. В пятницу газета «Коммерсантъ» написала о том, что продаже доли стратегическому инвестору «Макси-Групп» предпочтет избавление от некоторых своих активов, в частности, намеревается продать Березовский электрометаллургический завод.
Интерес владельца «Металлоинвеста» не удивил аналитиков. «Металлоинвест» – крупнейший производитель железорудного концентрата, компания заинтересована в дальнейшем развитии сталелитейного сегмента. Сейчас на балансе компании сосредоточено очень много денежных средств», — говорит аналитик «Уралсиб» Дмитрий Смолин.
Тем более, что именно Усманов всегда активно призывал к консолидации в секторе и говорил, что готов рассматривать любые сделки, напомнил эксперт.
«Макси-Групп» обладает очень хорошим набором проектов, отличной сырьевой базой по сбору лома черного металла, входит в тройку лидеров в России в этой области, полностью обеспечена сырьем, говорит Сосновский. «Учитывая текущую конъюнктуру на внутренних и внешних рынках, лишние стальные активы никому не помешают», — считает аналитик «Финама» Денис Горев.
По оценкам экспертов, вся компания сейчас стоит $800–900 млн с учетом долга, соответственно полкомпании — около $400 млн. Если бы не кризис, заключает Сосновский, компания стоила бы $2–2,5 млрд, так что Усманову достался перспективный актив.