В связи с растущей конкуренцией по освоению углеводородного сырья на шельфе все более востребованным становится морской транспорт. Это объясняет активный процесс реформирования судостроительной отрасли. По словам Христенко, реализация ФЦП позволит к 2015 году увеличить объемы судопроизводства в 2,5 раза, повысить производительность труда и снизить трудоемкость в отрасли. Фактически это означает «поднять отечественное судостроение на уровень передовых стран в этой области», сказал министр.
Часть финансов из запланированных 140 млрд рублей направится на разработку собственных технологий, другая – на приобретение иностранных лицензий. «Думаю, мы будем приобретать технологии для производства танкеров, но отрабатывать свои технологии по газовозам и танкерам особого ледового класса, сопроводительным судам и платформам», — сказал Христенко.
В первую очередь целевая программа направлена на развитие технологий для обеспечения внутренних потребностей рынка.
Министр отметил, что приоритетным тут является производство специальных высокотехнологичных платформ и вспомогательных судов для освоения морского шельфа. Сложные месторождения и погодные условия сконцентрируют новое производство на сложной морской технике. «Сложные суда — это та ниша, которую должно занять российское судостроение на внутреннем рынке, а также выходить с ним на внешние рынки», — подчеркнул глава Минпромэнерго.
Для внутренних потребностей России, по оценке правительства, сейчас наиболее актуально производство танкеров водоизмещением 140–160 тыс. т ледового класса для работы в Балтийском море, северных и дальневосточных морях. Аналитики, правда, не столь уверены в целесообразности акцента на танкерах. «Для приема подобных судов в портах нужно соответствующее оборудование, — напоминает аналитик «Антанта-Капиталл» Тимур Хайруллин. — Это требует инвестиций. В настоящее время танкерные перевозки практически не используются, нефтегазовые компании предпочитают ж/д и трубопроводы». «Развитие этого направления может быть перспективно как альтернатива трубопроводам, но полностью заменить их не сможет, — соглашается Наталья Мильчакова из ФК «Открытие». — Невыгодно».
Помимо танкеров планируется сделать упор на разведочные и добывающие платформы для работы на шельфе, к 2015 году будет создано около 30–35 штук. «Это не так много, но если визуально представить эти платформы, то эти 30–35 штук превращаются в $15–20 млрд», — сказал Христенко. Помимо востребованности на мировом рынке такие платформы подразумевают приобретение вспомогательной техники. Так, эксплуатация платформы стоимостью $1,5 млрд для Приразломного месторождения требует еще двух танкеров-ледоколов.
Таким образом, подчеркнул глава Минпромэнерго, можно ожидать мультипликативного эффекта для судостроения от строительства 30–35 платформ.
Инвестиционные проекты, призванные воплощать ФЦП в жизнь, будут отбираться в первом полугодии 2008 года правительством совместно с Внешэкономбанком. «Мы объявили открытые конкурсы по строительству новых верфей в трех регионах, средств на это из бюджета нет и не должно быть, здесь важно привлекать институты частно-государственного партнерства», — объяснил министр промышленности и энергетики после заседания правительства. Строительство верфей потребует трех лет, для начала производства качественной продукции понадобится дополнительно от года до трех. «Чтобы максимально попасть в удовлетворение спроса, мы предполагаем привлекать партнеров, уже завоевавших место на рынке, но только с переносом сюда их передовых технологий», — заявил министр.