Ситуация на Кременчугском НПЗ по-прежнему продолжает находиться в центре внимания высших политических кругов России. К рассмотрению дела о рейдерском захвате «Укртатнафты» уже подключились представители российской властной верхушки.
«Я считаю, что этот инцидент является вопиющим фактом, и мы не можем его оставить без внимания, поскольку уже достаточно давно защита интересов российского бизнеса является и наверняка будет являться одним из национальных приоритетов политики российского правительства», — заявил в пятницу первый вице-премьер РФ Сергей Иванов.
Ранее заявление о необходимости соблюдения интересов российских акционеров на Украине было сделано представителем администрации президента России.
Напомним, что начало конфликту между российской «Татнефтью» и «Укртатнафтой» положила смена руководства на Кременчугском НПЗ. 19 октября бывший глава предприятия Павел Овчаренко при поддержке вооруженных лиц захватил завод, ссылаясь на судебное решение о своем восстановлении в должности. 25 октября по факту захвата «Укртатнафты» было возбуждено уголовное дело. В «Татнефти», владеющей совместно с правительством Татарстана 37,38% акций «Укртатнафты», основном поставщике сырья для предприятия, смену руководства расценили как попытку рейдерского захвата и приостановили поставку нефти на НПЗ. Как сказал «Газете.Ru» пресс-секретарь «Татнефти» Рустам Рафиков, поставки не будут возобновлены до тех пор, пока Сергей Глушко не вернется на предприятие.
В четверг торговый представитель Татарии в Киеве сказал, что ни одна из российских нефтяных компаний не будет поставлять нефть Кременчугскому НПЗ, пока его руководителем остается Овчаренко.
Эксперты пока не торопятся с прогнозами, когда и чем завершится конфликт на «Укртатнафте». Как сказал «Газете.Ru» эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов, если в ближайшее время вопрос не удастся разрешить мирным путем, то судьба Кременчугского НПЗ будет определяться уже после декабрьских выборов в России. «Судьба всех спорных активов на Украине будет зависеть также и от политических процессов в этой стране, от того, как будет формироваться коалиция и насколько она сможет договориться с Россией», — отметил политолог.
Однако вмешательство российских политиков высшего звена может ускорить решение спорных моментов. «Татнефть» тесно связана с правительством Татарстана и главой республики Минтимером Шаймиевый, который имеет значительный вес на российской политической арене. Не исключено, что именно это обстоятельство вызвало повышенный интерес властных структур к данной проблеме», — объясняет эксперт ИК «Антанта-Капитал» Тимур Хайруллин.
Возможно также, что Сергей Иванов защищает интересы «Роснефти». Эксперты фондового рынка ожидают в ближайшей перспективе слияние «Роснефти» и «Сургутнефтегаза», и предполагается, что объединенная компания приобретет также и предприятия башкирского ТЭК. Существует вероятность того, что в дальнейшем «Роснефть» рассчитывает и на татарстанские активы, именно поэтому Иванов и вмешивается в ситуацию вокруг «Укртатнафты».
Таким образом вице-премьер пытается оградить от нападок будущее приобретение «Роснефти».
«Использовать поддержку политических фигур в своих интересах не в новинку для «Роснефти», — напоминает Дмитрий Абзалов. Однако Тимур Хайруллин считает, что говорить о приобретении татарских активов пока рано. «Сейчас в зоне интересов «Роснефти» башкирские активы, которые уже практически находятся в руках государства. Однако «Татнефть» в два раза больше «Башнефти», поэтому «Роснефть», учитывая свои долговые обязательства, пока не сможет переварить это приобретение», — объясняет эксперт.
Понять истинную мотивацию Сергея Иванова в этом вопросе сейчас трудно. Однако у российского правительства есть все рычаги для давления на Украину. Аналитики сходятся в том, что здесь у России существует давно проверенный способ давления — цена на газ. Поэтому, если российские власти действительно хотят защитить «Татнефть» в этом конфликте, они могут это сделать.