Решения конкурсного управляющего компании ЮКОС Эдуарда Ребгуна признаны недействительными. Окружной суд Амстердама признал недействительной сделку по продаже компании Yukos Finance (нидерландская «дочка» ЮКОСа), которую Ребгун заключил на аукционе 15 августа. Действия Ребгуна не удовлетворили управляющих Yukos Finance Брюса Мизамора и Дэвида Годфри, которые и инициировали судебное разбирательство. Причем ранее оба топ-менеджера были уволены со своих постов тем же Ребгуном, и их увольнение, равно как и назначение новых управляющих, Амстердамский суд также признал недействительным. По словам судей, их решение было продиктовано тем, что процесс банкротства ЮКОСа «не соответствует нидерландским принципам надлежащей судебной процедуры».
В связи с этим вердикт о банкротстве не может быть признан в Нидерландах, что автоматически аннулирует полномочия конкурсного управляющего на территории этой страны.
По постановлению суда, Эдуард Ребгун обязан «немедленно и безусловно» сотрудничать в отмене своих собственных решений по делу Yukos Finance. В противном случае суд грозит конкурсному управляющему штрафами – 10 тыс. евро за каждое нарушение плюс 1 тыс. евро за каждый день, пока это нарушение не устранено.
Названа и максимальная сумма штрафов – 500 тыс. евро.
Пресс-секретарь Ребгуна Николай Лашкевич отказался комментировать решение нидерландского суда до того момента, пока конкурсное управление не получит судебное постановление на русском языке.
Yukos Finance был куплен на аукционе ООО «Промнефтестрой», которая изначально позиционировалась как структура «Роснефти». Однако, как только торги были завершены, компания «Монте Валле» заявила о том, что «Промнефтестрой» принадлежит именно ей. «Мы приобрели «Промнефтестрой» недавно, для участия в торгах», — заявил владелец «Монте Валле» Стивен Линч. При этом он подчеркнул, что, несмотря на то что его компания зарегистрирована в России, она является американской. «Мы занимаемся в основном недвижимостью, но недавно вышли на рынок энергетики», — сообщил Линч.
Специалисты посчитали, что Yukos Finance был приобретен для дальнейшей перепродажи. Руководство YF сразу заявило, что российское решение о банкротстве ЮКОСа Нидерландами не признано, и отметило, что Ребгун не уведомил покупателей о связанных с этим фактом потенциальных проблемах. Однако в пресс-релизе, который выпустило конкурсное управление после подписания нотариального акта о переходе права собственности на акции YF, недвусмысленно говорится, что с этого момента обязательства конкурсного управляющего считаются исполненными, «ответственность за дальнейшие действия по оформлению права собственности победителя на акции компании несет новый владелец компании».
По мнению юристов, Ребгуну все же выгоднее обжаловать решение суда Амстердама в обычном порядке. «Безусловно, конкурсный управляющий может не подчиниться вердикту нидерландских судей, — объясняет эксперт по международному праву юридической фирмы «Вегас-Лекс» Юрий Бортников. – Однако в его положении, когда компания, проданная с аукциона, находится в Нидерландах, лучше пойти навстречу суду и обжаловать его решение в законном порядке». По словам Бортникова, окружной суд Амстердама является первой инстанцией, и его решение может оспариваться в апелляционном и верховном судах.
Что касается покупателя YF, компании «Промнефтестрой», Бортников полагает, что нотариальный акт о переходе прав собственности на акции Yukos Finance будет аннулирован. «Впрочем, это можно будет в дальнейшем обжаловать», — говорит юрист. Также Бортников отметил, что, поскольку увольнение Мизамора и Годфри было признано недействительным, менеджеры, вероятнее всего, будут восстановлены в своих должностях.