Окрыленный победой над английской сборной глава Российского футбольного союза (РФС) и член Совета федерации Виталий Мутко в понедельник внес на рассмотрение Госдумы поправки в закон «О рекламе». Так Мутко надеется отменить запрет рекламы пива на телевидении при трансляции международных соревнований.
Глава РФС давно предлагает разрешить производителям пива и организаторам игр и тотализатора размещать свою рекламу на спортивных сооружениях. Однако главным препятствием для пивной рекламы является закон «О рекламе», запрещающий ее показ в телепрограммах с 7 до 22 часов. Этот запрет распространяется и на показ официальных международных спортивных соревнований.
Однако потребители пива составляют значительную часть любителей спорта и, прежде всего, футбола.
Сейчас реклама пива на телевидении ограничена жесткими правилами. Пиво и напитки, изготовленные на его основе, нельзя рекламировать на телевидении с 7 до 22 часов, по радио — с 9 до 24 часов. Также в роликах нельзя использовать образы людей и животных, в том числе и анимационные. Запрещается рекламировать пивные бренды в детских, образовательных, медицинских, оздоровительных организациях, на культурных и спортивных мероприятиях, а также на территории в радиусе 100 метров от них. По мнению депутатов, принятый закон позволит ограничить потребление пива молодежью.
Эти ограничительные меры — нонсенс для Западной Европы.
Главным спонсором Лиги чемпионов УЕФА является компания Heineken, а, например, многолетним партнером ФИФА и МОК — Budweiser. Именно это обстоятельство и может создать проблемы. Дело в том, что финал Лиги чемпионов сезона 2007/2008 годов состоится в Москве. Однако из-за ограничений Россия может лишиться права на проведение престижного соревнования, поскольку нормы проведения соревнований и заключаемые международными спортивными организациями спонсорские договоры предусматривают в качестве одного из главных требований к организаторам безоговорочное выполнение всех спонсорских контрактов.
«Несоблюдение указанных требований может привести к отказу УЕФА в проведении финала в Москве», — таков главный аргумент Мутко в пользу своих доводов.
Эксперты положительно оценивают инициативу Мутко. «Реклама пива — это не пропаганда алкоголизма. Отсутствие рекламы пива открывает дорогу более крепким спиртным напиткам», — говорит директор по работе с клиентами группы Optimum Media OMD Татьяна Крылова. «Подобные инициативы не раз выдвигались. На прошлой неделе, когда проходил матч России и Англии, это активно обсуждалось», — говорит советник президента Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Вячеслав Черняховский. Спонсорами крупнейших международных спортивных соревнований, особенно футбольных, очень часто являются производители пива, добавляет эксперт. Поэтому сейчас этот вопрос очень остро встает в связи с проведением Олимпийских Игр в Сочи и целого ряда крупных международных соревнований в Москве.
Еще один довод за отмену ряда ограничений основан на том, что рекламщики все равно научились обходить закон. Российские производители пива и организаторы соревнований, не имея возможности размещать рекламу в спортивных сооружениях при проведении международных соревнований в России, приобретают права на ее размещение у международных организаторов при проведении соревнований за рубежом. Эти соревнования транслируются по российскому телевидению с рекламой, размещенной в иностранном спортивном сооружении, и формально требования российского закона соблюдаются. А налоги от такой рекламы российский бюджет, естественно, не получает.
Сторонники отмены ограничений очень обрадовались инициативе Мутко. Официально пивные компании не комментируют его инициативу. При этом представители компаний намекают, что ограничения рекламы пива никак не сказались на объемах продаж, которые продолжают расти. Это подтверждает, в частности, опрос, проведенный недавно исследовательским холдингом ROMIR Monitoring. Социологи предложили россиянам ответить на вопрос, изменился ли их уровень потребления пива после введения ограничения на показ его рекламы.
86% потребителей напитка ответили, что меньше пить они не стали.
В условиях такого отношения выигрывают от запрета, прежде всего, иностранные компании, поскольку реклама пива присутствует при трансляциях зарубежных матчей, что приводит к своеобразной дискриминации российских производителей. Если депутаты поддержат инициативу Мутко, по мнению эксперта АКАР, есть несколько вариантов решения проблемы: от возвращения к тому, что было позволено раньше, до введения временных разрешений на конкретные мероприятия.