Стало известно имя нового главы «Транснефти». Акционеры компании избрали на этот пост Николая Токарева, который до последнего времени возглавлял «Зарубежнефть». Ранее Токарев уже работал в «Транснефти», занимая пост вице-президента, однако в 2000 году был назначен директором «Зарубежнефти». После ухода прежнего руководителя Семена Вайнштока и до назначения Токарева «Транснефть» временно возглавлял вице-президент компании Юрий Лисин.
Бывший глава «Транснефти» Семен Вайншток покинул компанию после того, как 13 сентября истек срок его контракта. Кроме того, 5 октября Вайншток достиг пенсионного возраста. Тем не менее, на пенсию бывший президент «Транснефти» пока не собирается. Владимир Путин поручил Вайнштоку одно из главных дел российского государства — подготовку Олимпиады в Сочи. Вайншток возглавил госкорпорацию, которая будет курировать все олимпийское строительство. На первый взгляд это назначение было крайне неожиданным, однако ему есть объяснение. Вайншток, работая в «Транснефти», жестко противостоял нефтяным компаниям и зарекомендовал себя именно как фигура, не поддающаяся влиянию.
Таким образом, Путин заранее ограничил контроль своего преемника и нового правительства над деятельностью Олимпийской госкорпорации.
Сможет ли нынешний глава транспортной монополии проводить такую же жесткую политику, пока неизвестно. Более того, пока непонятно — назначен ли Токарев надолго или это лишь промежуточная фигура. По слухам, место Вайнштока могли занять выходец из «Газпрома» Валерий Голубев либо ставленник главы «ЛУКойла» Вагита Алекперова.
Называлась даже кандидатура Виктора Христенко, главы Минтопэнерго.
Сейчас отраслевые эксперты говорят, что для «Транснефти» с назначением Токарева ничего не изменится, равно как ничего бы не изменилось, если бы компанию возглавил кто-то другой. «Транснефть» — не менее стратегическая компания для России, чем, скажем, «Газпром», — объясняет начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. — И с новым президентом она по-прежнему будет работать в интересах государства, все проекты «Транснефти» будут выполнены в срок».
Однако расклад на всем нефтяном рынке может и измениться. По словам эксперта Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, назначение Токарева серьезно усилит позиции «Роснефти». «Вайншток, будучи президентом транспортной монополии, пытался всячески затормозить проект трубы «Восточная Сибирь — Тихий Океан» (ВСТО), так как для «Транснефти» этот проект невыгоден, — рассказывает Абзалов. — Введение ВСТО в эксплуатацию вызовет отток больших объемов нефти на Восток, и тогда «Транснефти» может не хватить «черного золота» для исполнения своих обязательств перед западными партнерами».
Но теперь, по словам Абзалова, реализация проекта ВСТО, а также других проектов, открывающих дополнительные транспортные пути на Восток (в первую очередь, в Китай), будет форсирована. «В этих проектах напрямую заинтересована «Роснефть», а Токарев, хоть и не является напрямую человеком Богданчикова (глава «Роснефти» Сергей Богданчиков. — «Газета.Ru»), действует с ним в союзе, — поясняет политолог. – Токарев участвовал в политико-экономических проектах «Роснефти», в частности, он поддержал идею о создании единой госкомпании, которая будет добывать углеводороды на шельфе, где «Роснефть» занималась бы нефтью, а «Газпром» — газом».
Создание такой компании серьезно ограничит влияние «Газпрома» в пользу «Роснефти».
«Теперь «Роснефть» фактически получила руководящий пост в транспортной монополии, — говорит Абзалов. — Это приведет к существенному усилению позиций нефтяной компании. А учитывая сегодняшнее ослабление «Газпрома» (конфликт с Украиной, потенциальный конфликт с Белоруссией), это может серьезно повлиять на расстановку сил в соперничестве кремлевских политико-экономических группировок».