Airbus наконец передает заказчику свой первый двухпалубный дальнемагистральный самолет A-380. «Это важная веха для программы А-380», — отметил исполнительный директор Airbus Томас Эндерс в официальном пресс-релизе. Во вторник лайнер-гигант вылетит из Тулузы в Сингапур, откуда 25 октября отправится в первый коммерческий рейс в Австралию. Билеты на первый полет были распроданы с аукциона eBay, почти 1 млн евро выручки пойдет на благотворительные цели. Все покупатели получат официальный именной сертификат, подтверждающий их участие в первом коммерческом полете лайнера. Ежедневные плановые полеты А-380 начнутся с 28 октября.
За билеты на первый рейс сингапурский авиаперевозчик выручил около $1,32 млн. Места в эконом-классе были выставлены на аукцион по $3,8 и покупались по $1825, а места в бизнес-классе со стартовой ценой в $38 уходили за $5900.
Один из билетов, продававшийся вместе с бронью номера в гостинице и другими VIP-услугами, ушел с аукциона за рекордную сумму $153 тыс.
А-380 может вместить 853 пассажира, но комплектация салона, заказанная «Сингапурскими авиалиниями», подразумевает 471 сидячее место. Новый самолет способен совершать беспосадочные полеты на расстояние до 15 тысяч километров. Правда, сейчас лишь крупнейшие аэропорты могут принять его на свои взлетно-посадочные полосы. Сегодня А-380 могут принимать 45 аэропортов мира, к 2011 году их количество увеличится до 70. На данный момент в портфеле Airbus — 189 твердых заказов от 16 клиентов.
Около 12 млрд евро стоила европейскому авиастроителю разработка самолета, лишившего Boeing-747 Jumbo звания самого большого реактивного самолета в мире. Отраслевые аналитики подсчитывают, что Airbus должен будет продать не менее 600 машин А-380, прежде чем продажи начнут приносить прибыль. В компании пока не дают прогнозов по покрытию убытков, но известно, что около 800 самолетов будет продано в течение ближайших 20 лет.
Согласно программе, первый А-380 должен был попасть к покупателю уже в марте 2006 года, но из-за технических трудностей задержка составила почти два года.
Длительные задержки привели к серьезным финансовым проблемам в Airbus и его материнской компании EADS.
Пришлось ввести жесткую программу экономии (продажа четырех заводов и сокращение 10 тыс. рабочих мест), а также кардинально изменить структуру управления Airbus. И даже теперь, после передачи первого лайнера, Томас Эндерс не считает проблемы компании решенными. Он признает, что первоначальный план производства задал слишком высокие темпы. Напомним, в 2008 году компания планировала выпустить 13 машин, а с 2010 года — по 45 самолетов в год.
Лайнер, переданный сегодня «Сингапурским авиалиниям», станет единственным, сошедшим с конвейера в 2007 году.
Торжественная церемония в Тулузе будет омрачена еще и обвинениями в инсайдерстве членов правления EADS. По информации различных СМИ, в 2005–2006 году они продавали бумаги компании, обладая сведениями о скорых финансовых проблемах холдинга. Под обвинение попадают бывший глава Airbus Ноэль Форжар, а также крупные акционеры EADS того периода — Lagardere и Daimler, резко сократившие свои доли. Глава французского биржевого надзора Жерар Рамейкс уверяет, что окончательные результаты расследования будут известны лишь в марте 2008 года.
Но Airbus не одинок в своих проблемах. Опоздания авиапроизводителей становятся неприятной тенденцией. Конкурент Airbus – американский концерн Boeing – на днях объявил о задержке поставок своей новинки Boeing-787 Dreamliner на полгода.