«Вымпелком» объявил о начале пилотного проекта по продаже рекламы на своих информационных каналах: на WAP-порталах, через SMS, на универсальном автоответчике и через услугу «Хамелеон» (доставка на телефон новостей, анекдотов, музыки, игр). Получать рекламные сообщения смогут только давшие на это согласие абоненты (за исключением посещений WAP-портала).
Абоненты не будут получать средства на счет за просмотр рекламы, но смогут воспользоваться различными бонусами и скидками от рекламодателей.
Определены цены, которые в зависимости от результата пилотного проекта могут быть скорректированы. «Сейчас главная задача «Вымпелкома» — изучить потенциальные возможности рынка мобильной рекламы, а также сделать рекламу более интересной и полезной», — приводит «Прайм-ТАСС» слова директора компании по маркетингу массового рынка Зинаиды Хохловой. Она также заявила, что SMS-рассылки в рамках проекта проводиться не будут, чтобы не превращать рынок мобильной рекламы в спам-рынок.
В последнее время игроки сотового рынка активно обсуждают перспективы мобильной рекламы, однако оптимального алгоритма этого бизнеса еще никто предложить не смог. В «Мегафоне» «Газете.Ru» сообщили, что также разрабатывают проект мобильной рекламы. Он будет использовать различные информационные каналы, но центральное место в проекте займет WAP-портал «Мегафон PRO». Комментарий пресс-службы МТС получить не удалось.
Представители рекламной индустрии считают, что пока мобильная реклама в нынешнем ее виде не работает. Директор компании AdValue Леонид Исаев считает, что рассылка рекламных эсэмэсок в любом случае малоэффективна.
В лучшем случае они воспринимаются пользователями как способ получить денег на халяву, в худшем — как спам, полагает эксперт.
Представитель компании AdWatch Елена Пикунова придерживается другой точки зрения. Потенциально рынок мобильной рекламы очень перспективен. Но в России он находится в зачаточном состоянии. Причины этого Пикунова видит две. Во-первых, российские операторы подорвали доверие абонентов массовой рассылкой рекламных сообщений, похожих на спам. Во-вторых, сотовые компании России стремятся не допустить к разработке мобильной рекламы специализированные маркетинговые компании, что тормозит развитие эффективных бизнес-моделей.
По мнению аналитика iKS-Media Маргариты Зобниной, в нынешнем виде модель «Вымпелкома» не жизнеспособна. Она соглашается, что проблема мобильной рекламы — подорванное доверие пользователя из-за практики cпам-рассылок. Кроме того, любой баннер, закаченный с WAP-портала, — это потраченные время и деньги за дорогой трафик, полагает Зобнина.
Она прогнозирует, что ситуация изменится через два-три года с появлением новых рекламных сервисов.
Руководитель пресс-службы ИК «Финам» Владислав Кочетков считает, что данный рынок может приносить огромный доход. «Это уже осознали в Евросоюзе, где инвестиции в мобильную рекламу превысили затраты на интернет-рекламу», — рассказал «Газете.Ru» аналитик. По мнению Кочеткова, российский рынок мобильной рекламы будет расти на 100–150% в год и в перспективе сравняется или даже обгонит рынок онлайн-рекламы. В этом смысле проект «Вымпелкома» привлекателен, но финансовой отдачи от него можно ожидать не ранее чем через два-три года, соглашается Кочетков с Зобниной. В самой компании полагают, что значимый доход от проекта начнет поступать несколько позже — через три-четыре года.