В понедельник появилось очередное доказательство того, что крупнейшие совладельцы ГМК «Норильский никель» Владимир Потанин и Михаил Прохоров не могут без проблем разделить свой общий бизнес. Впервые совет директоров «Норникеля» отказался давать рекомендации акционерам по избранию нового состава членов совета. «В связи с тем, что при рассмотрении данного вопроса у всех действующих членов совета директоров «Норникеля» имеется конфликт интересов, совет директоров счел необходимым воздержаться от рекомендаций акционерам о порядке голосования по данному вопросу», — говорится в материалах компании. Таким образом, 12 октября акционеры ГМК будут самостоятельно утверждать новый состав СД.
На девять мест в совет директоров компании претендуют 15 кандидатов. В их число на этот раз вошел и совладелец компании Михаил Прохоров.
Именно он, кстати, созвал внеочередное собрание акционеров с целью переизбрания совета директоров. Другой крупный акционер «Норникеля» Владимир Потанин свою кандидатуру в совет не выдвигал. В списке претендентов на места в совете также генеральный директор «Интерроса» Андрей Клишас, генеральный директор «Норильского никеля» Денис Морозов, управляющий директор и генеральный партнер Safeguard International Fund Хайнц С. Шиммельбуш, неисполнительный директор Allied Resource Шевалье Ги де Селье де Моранвилль, председатель правления общества «Красноярское землячество» Владимир Долгих, заместитель генерального директора «Норильского никеля» Тав Морган, директор налогового департамента АО «Внешюрколлегия» Кирилл Угольников, заместитель директора финансового департамента по вопросам корпоративного управления «Интерроса» Екатерина Сальникова, заместитель генерального директора «Интерроса» Кирилл Паринов, управляющий директор «Интерроса» Андрей Бугров и представители группы «ОНЭКСИМ» Прохорова — руководитель аппарата Елена Булавская, генеральный директор Дмитрий Разумов, заместитель генерального директора Михаил Сосновский, директор Сергей Стефанович.
Последний состав совета был сформирован в конце июня, и ни Прохоров, ни Потанин туда не вошли. Прохоров до этого был членом совета, а также генеральным директором компании, однако весной покинул свой пост в связи с разделом активов.
В начале этого года, напомним, бизнесмены, более 10 лет проработавшие вместе, решили поделить общий бизнес. «Развод» двух олигархов начался мирно: партнеры договорились, что «металлургическая» составляющая бизнеса (ГМК «Норильский никель») отойдет Потанину, а «энергетическая» часть достанется Прохорову. При этом за акции ГМК, принадлежащие Прохорову, Потанин должен был отдать бывшему партнеру помимо своей доли в энергетике еще и крупную сумму наличными. Именно с этим, считают на рынке, у бизнесмена и возникли проблемы. «Всего за свою долю Прохоров может рассчитывать получить порядка $12 млрд, именно такую сумму за вычетом $3 млрд в энергетике Потанин должен отдать наличными», — подсчитывает Игорь Нуждин из банка «Зенит».
Но найти такие деньги олигарху, держащему весь свой капитал в активах, не так уж и просто.
Теперь, после покупки «Норникелем» канадской LionOre, ограничены у него и возможности привлечения заемных средств. «Не исключено, что именно из-за опасений «недополучить» средств от Потанина Прохоров и голосовал на совете против приобретения канадской компании», — полагает Игорь Нуждин. Однако повлиять на решение о покупки бизнесмену тогда не удалось. Возможно, именно поэтому Прохоров стал искать на свой пакет другого покупателя – в числе интересующихся его долей в «Норникеле» называли, например, алмазодобывающую «АЛРОСА» и алюминиевого гиганта «Русал». Для возможной сделки бизнесмен докупил на рынке к уже имеющемуся 22-процентному пакету акций еще 3%: продать блок-пакет всегда значительно проще (еще 4% ГМК бизнесмен владеет через структуры «Интерроса», однако эту часть пакета продать сложнее).
С другой стороны, миллиардер, видимо, боится остаться не у дел при разделе активов. «Прохоров так рвется в совет прежде всего именно в качестве наблюдателя, — считает Игорь Нуждин. — В частности, его интересует процесс выделения энергоактивов никелевого гиганта в отдельную компанию, ведь именно она, по логике «развода», должна оказаться в его руках». Таким образом, бизнесмен сможет иметь больше возможностей и в случае продажи пакета «на сторону», и в части договоренностей с Потаниным, добавляет эксперт Альфа-банка Владимир Жуков. «Если на собрании акционеров будут присутствовать, как и в прошлый раз, около 58% от общего числа голосующих, то Прохоров, при удачном раскладе, сможет получить в совет четырех своих представителей», — считает аналитик. Игорь Нуждин же полагает, что компания сохранит четырех независимых директоров, а Прохоров может войти в совет сам и получить еще одного представителя, три оставшихся места могут достаться представителям «Интерроса».