Правительство пытается ввести институт инвестиционных конкурсов, чтобы определять более достойного кандидата на разработку недр. По мнению Минприроды, это стимулирует добычу и переработку, но эксперты предупреждают о новом витке коррупции и усилении государственного давления на частные компании.
Министерство природных ресурсов (МПР) готовится ввести новую форму распределения участков недр. Во вторник состоялось правительственное совещание, на котором в очередной раз обсуждался проект замены аукционов по месторождениям на инвестиционные конкурсы. Этот проект разрабатывается МПР уже давно, и после рабочий встречи с Владимиром Путиным, которая состоялась около месяца назад, министр природных ресурсов Юрий Трутнев заявил, что в ближайшем будущем крупнейшие российские месторождения будут распределяться, скорее всего, именно путем конкурсов, а не аукционов, как это происходит сейчас. «Новая форма распределения позволит стимулировать глубокую переработку в стране, что позволит уйти от экспорта сырья и поставлять за рубеж уже готовую продукцию», — заявил глава МПР.
Предполагается, что с введением новшества претенденты на тот или иной участок будут не просто предлагать большую цену за лицензию на разработку, но и вносить конкретные предложения по добыче, развитию инфраструктуры и дальнейшей переработке и реализации сырья.
Таким образом, месторождения будут разрабатываться оперативно, не простаивая по несколько лет.
«Сейчас у нас много законсервированных месторождений, компании получили на них лицензию, но начать добычу рассчитывают через определенный срок, — рассказывает аналитик ИГ (организация запрещена в России) «ЦентрИнвест» Наталья Янакаева. — При варианте инвестиционных конкурсов недра будут начинать разрабатывать практически сразу, а государство заинтересовано в развитии добычи».
Между тем в МПР отрицают принятие каких-либо окончательных решений. «Это обычное рабочее совещание, — рассказал «Газете.Ru» представитель министерства. — Ничего еще не решено, не определен список месторождений, не утверждена процедура конкурсов».
Тем не менее специалисты не исключают, что на самом деле именно на этом совещании будет принято окончательное решение. «Наши чиновники всегда были весьма непрозрачны, — говорит один из экспертов рынка. — Поэтому такое нежелание делиться информацией вполне можно истолковать как признак того, что все уже решено».
По словам эксперта, новая инициатива МПР может привести к новому витку коррупции.
«Если проект будет подразумевать закрытый конкурс (то есть, когда претенденты будут передавать в определенную инстанцию свои инвестиционные планы, а потом инстанция будет решать, какой план признать наиболее привлекательным), в рядах принимающих решение чиновников может буйным цветом расцвести коррупция», — считает эксперт.
Тем не менее аналитик уверен, что основное преимущество инвестконкурсы дадут государственным компаниям с сильным административным ресурсом. «И сейчас все лакомые куски недр получают «Газпром» и «Роснефть», так что введение конкурсов лишь узаконит их привилегированную позицию, — объясняет эксперт. — Причем это даже пойдет на пользу государству в целом, ведь компании должны будут предоставить подробный план своих действий на месторождении, что подразумевает, в том числе, и их быстрейшую разработку».
Впрочем, специалисты вообще полагают, что госкомпании получат крупнейшие месторождения без каких бы то ни было конкурсов. «Логично было бы передавать стратегические месторождения «Роснефти» и «Газпрому», не проводя аукционы и конкурсы, — считает начальник отдела рыночного анализа Александр Разуваев. — Крупные месторождения требуют очень крупных финансовых вложений, которые могут обеспечить только госкомпании. Современный мир — это мир компаний-гигантов, и их надо укреплять. К тому же это послужит и интересам государства».
А вот с металлургией все не так просто. «В российской металлургии пока нет однозначно проправительственных игроков, — объясняет аналитик ИК «Финам» Денис Егорьев. — И поэтому государство сможет приближать к себе либо отдалять ту или иную компанию, предоставив им доступ к месторождениям».