Продажи Nissan Qashqai в России за 10 лет превысили 260 тыс. экземпляров, а по всему миру — перевалили за 3,3 млн. По результатам прошлого года «кошак» (так называют владельцы свой автомобиль) — лидер в классе субкомпактных кроссоверов в Европе и самая массовая европейская модель в истории марки.
Рожден в Иране, собран в Англии, прижился в России
Qashqai стал первой полностью разработанной в Европе моделью компании. Производство машины стартовало в Англии в конце 2006 года, а в 2007-м Qashqai поступил в продажу, в том числе в России.
Автомобиль был назван в честь племени кашкаев из иранской провинции Фарс. Правда, в Австралии, как и на японском рынке, кроссовер носит название Dualis. Это было сделано из-за того, что Nissan опасался возможности прочтения Qashqai как «cash cow» — «дойная корова».
К концу 2007 года в Европе было продано уже более 100 тыс. автомобилей (что превысило самые оптимистичные прогнозы), из них более 15 тыс. — в России. В то время авторынок был на подъеме, а Qashqai в базовой версии, с двигателем 1,6 и передним приводом стоил чуть дороже хетчбэка С-класса.
Qashqai стал первым кроссовером нового поколения, который появился в России, а маркетинговый ход «компактный джип» по цене хетчбэка сработал безотказно.
Схожие снаружи, разные внутри
В Россию модель поставлялась только с бензиновыми 1,6- и 2,0-литровыми двигателями, которые комплектовались либо механической коробкой передач, либо вариатором. А вот в Европе автомобиль также продавался с дизельным двигателем.
В конце 2008 года, когда в компании накопились жалобы на недостаточную вместительность кроссовера, в продажу вышла 7-местная версия Nissan Qashqai — Qashqai+2. Отличия от оригинальной версии заключались в удлиненной на 135 мм колесной базе, измененной геометрии кузова и переработанной решетке радиатора. Благодаря усовершенствованиям общая длина автомобиля увеличилась на 211 мм, высота машины над последним рядом сидений выросла на 38 мм, а багажник стал еще больше (если сложить дополнительные сиденья).
Правда, масса удлиненной версии автомобиля (который оснащался той же линейкой двигателей) возросла на 100–150 кг, что негативно сказалось на динамике и экономичности.
А покупали Qashqai+2 не столько из-за дополнительных сидений в салоне, сколько из-за увеличенного багажника. В 2014 году Qashqai+2 перестал выпускаться в связи с появлением Nissan X-Trail третьего поколения, который имеет 7-местную версию.
В 2010 году, спустя три года после появления на рынке, кроссовер обзавелся первым рейсталингом — фары прищурились, решетка радиатора стала меньше, а в интерьере автомобиля инженеры навели лоск.
Мечта пенсионера
Самую первую модель ругали за слишком скучный дизайн и аскетичный салон. Но богатство выбора вариантов окраски кузова и отделки салона сыграло свою роль.
В сером цвете автомобиль в основном выбирали те, у кого не было желания выделиться на дороге, и пожилые люди, которые с удовольствием возили рассаду в багажнике на дачу по разбитым дорогам.
Молодые девушки отдавали предпочтение красному цвету, который «так подходил» к их новой сумочке.
Qashqai же в черной окраске стал звездой среди мужчин среднего возраста, для которых он был первым и «почти настоящим джипом».
Столь яркий старт кроссовера в России и по всему миру стал хорошим примером для подражания, и уже через несколько лет рынок заполонили кроссоверы от всех ведущих производителей, которые хотели быстрее выпустить свою «убийцу кошек» в продажу.
После первой и второй перерывчик… большой
Qashqai был настолько популярен по всему миру, что выход второго поколения модели состоялся лишь через семь лет — в 2014 году. А с осени 2015 года кроссовер для российского рынка стали производить в Санкт-Петербурге. В России второе поколение модели представлено с 1,2 л двигателем мощностью 115 л.с. и 2,0-литровым двигателем мощностью 144 л.с. Также теперь доступен и дизельный 1,6 л двигатель мощностью 130 л.с.
Новый Nissan Qashqai стал ниже, шире и немного длиннее предшественника, а объем багажного отсека вырос до 430 литров.
Правда, по сравнению с первым поколением второй Qashqai заметно подорожал, и теперь его стоимость начинается от 985 000 рублей, а покупатели критикуют эту версию за недостаточно эффективную печку, слабую шумоизоляцию, низкую плавность хода и вариативную трансмиссию, которая якобы склонна к перегреву.
Но несмотря на некоторые минусы, модель остается востребованной на рынке, хотя конкуренты уже давно окружили Qashqai со всех сторон.
Спустя три года после появления, в 2017-м, второе поколение автомобиля претерпело рестайлинг. Изменились решетка радиатора, передний бампер, передние фары и задние фонари. Также изменения затронули и интерьер автомобиля.
Настоящая рысь или домашний котенок?
Вкупе с 1,2-литровым двигателем и вариатором переднеприводный 1,3-тонный автомобиль откровенно слаб. Разгон до 100 км/ч почти за 13 секунд вряд ли сможет кого-нибудь порадовать,
а вой вариатора на высоких оборотах будет врываться в салон раньше, чем кроссовер успеет разогнаться до ощутимых скоростей. Зато расход бензина в смешанном цикле у такой версии Qashqai составляет всего 6 литров, а комфорт в салоне быстро поможет смириться со спокойной манерой езды, которую диктует этот автомобиль в минимальной комплектации.
А вот 2,0-литровая версия кроссовера намного интереснее. Разгон до 100 км/ч тут занимает уже 9,9 секунды, а максимальная скорость составляет 184 км/ч. Но разница в стоимости между 1,2-литровой и 2,0-литровой версией составляет почти 200 000 рублей, что, конечно, немало.
Когда растает лед
10-летний юбилей модели компания Nissan решила отметить на Байкале, где журналистам предложили испытать не только Qashqai, но и другие кроссоверы марки на ослепительно-голубом льду самого глубокого озера на планете.
Во время тест-драйва можно было опробовать автомобиль в заездах и маневрировании на льду озера на время.
И хотя Qashqai и городской житель, в дикой природе представитель семейства кошачьих чувствовал себя вполне уверенно: информативный руль, хорошая управляемость и цепкие тормоза не давали повода усомниться в надежности автомобиля.
Клиренс 200 мм и довольно короткие свесы позволяют автомобилю штурмовать умеренные препятствия, а вкупе с 2,0-литровым тяговитым мотором и отлично настроенным вариатором дают возможность весьма уверенно двигаться по заснеженной лесной дороге.
Купить Nissan Qashqai на сегодняшний день на российском рынке с учетом максимальной скидки можно за 985 000 – 1 493 000 рублей. Без нее цены начинаются от 1,185 млн рублей. Доступны как передне-, так и полноприводные варианты. В гамме моторов модели два бензиновых варианта объемом 1,2 и 2,0 литра мощностью 115 и 144 л.с. соответственно, а также дизельная 130-сильная версия объемом 1,6 литра. Все автомобили оснащаются бесступенчатым вариатором.
Третье поколении Nissan Qashqai ожидается в 2020 году, и, по всей видимости, компания готова сделать все для того, чтобы «кошак» остался в лидерах в сегменте кроссоверов, несмотря на увеличивающуюся популяцию конкурентов. Уже сейчас Qashqai чувствует себя на рынке не так вольготно, как в начале своего существования, и для того, чтобы захватить рынок, уже недостаточно быть просто домашним котенком.