Путешествие на автомобиле по России и ближнему зарубежью уже не является синонимом экономии и экстрима. Всегда можно построить свой маршрут таким образом, чтобы не совершать утомительные тысячекилометровые перегоны, избегать ночевок в придорожных мотелях и заправок на безымянных АЗС. По крайней мере, путь из столицы России до Грузии можно преодолеть в максимально комфортных условиях, останавливаясь в приличных четырех- или пятизвездочных отелях, заправляясь фирменным топливом и ужиная в дорогих ресторанах.
На сегодняшний день единственной легальной возможностью попасть из России в Грузию на автомобиле по-прежнему остается переход границы через КПП «Верхний Ларс» в Северной Осетии. На этом переходе всегда было «жарко»: огромные очереди, раскаленные нервы, наглые товарищи, объезжающие всех по встречной полосе или обочине, дерзко вклинивающиеся в очередь.
Все автомобильные путешественники, побывавшие в Грузии, это прекрасно знают. Однако в этом году ситуация поменялась кардинально.
На «Верхнем Ларсе» навели порядок. Сейчас работают все посты, причем если в одну сторону, например из России, выстраивается более длинная очередь из машин, то пограничники открывают пункты пропуска, предназначенные для встречного транспорта. Поэтому сейчас нет смысла приезжать на КПП ночью с целью быстро пройти границу. Можно остановиться в единственном приличном отеле во Владикавказе, который расположен в самом центре этого уютного города.
Дорога до Владикавказа в среднем занимает два дня. Можно, конечно, очень напрячься и проехать 1750 км за сутки, но это не наш вариант. Зачем в отпуске торопиться?! Надо расслабиться и получать удовольствие, останавливаясь, например, в Воронеже и Ростове-на-Дону — в этих столичных городах хороший выбор отелей.
Если говорить про дорогу, то на трассе М4 «Дон» введены очередные платные участки трассы, суммарная стоимость проезда по которым составляет более 800 рублей. Конечно, за эти деньги хочется в полной мере воспользоваться скоростным преимуществом магистрали и как следует поднажать на Jeep Grand Cherokee SRT8, но количество камер, включая не совсем законные мобильные комплексы без предупредительных знаков, превышает все разумные пределы. Кроме того, резкая и быстрая езда на внедорожнике с двигателем объемом 6,4 л под капотом приведет к слишком быстрой потере топлива, а следовательно, и средств.
Например, на отрезке пути Москва — Тула — Воронеж «Гранд» переработал в глубокий бархатный звук примерно 100 л топлива! Впечатляющий результат. А как можно по-другому?! Jeep Grand Cherokee SRT8 так и просит, чтобы с ним обращались погрубее. Однако чувствительная педаль газа, постоянные рывки вперед, больше похожие на прыжки, и быстро уходящая в сторону нуля стрелка уровня топлива моментально приводят вас в чувства. Если продолжать расходовать по 100 л бензина каждые 550 км, то на все путешествие длинною 5500 км уйдет 1000 л топлива! Спасибо, не надо.
Однако есть несколько способов уменьшить зверский аппетит атмосферного 6,4-литрового двигателя HEMI V8 без потери ощущения скорости и легкости. Первое — это перевод систем автомобиля в режим «Eсо». Теперь внедорожник с места трогается со второй передачи и заметно плавнее, педаль газа становится менее чувствительной, двигатель держит низкие обороты. Второе — использовать топливо с присадками, в которых есть модификаторы трения, уменьшающие, соответственно, трение в зоне поршневых колец. Третье — использовать круиз-контроль или адаптивный круиз-контроль. Если ехать равномерно, то во всей красе проявляет себя система отключения половины цилиндров.
Как результат, итоговый расход топлива у меня сократился с 20 до 13,4 л на 100 км пути, при том, что средняя скорость движения осталась неизменной.
Степанцминда и Троицкая церковь
Jeep Grand Cherokee SRT8 очень хорош на трассе. Это такой большой гранд-туризмо с отличной шумоизоляцией, хорошим обзором и дикой разгонной динамикой. На одной из второстепенных дорог Северной Осетии, когда я уже ехал обратно в Москву, сотрудники ДПС попросили меня продемонстрировать всю прыть внедорожника — «Гранд» очень эффектно срывается с лаунч-контроля, причем делая это как-то слишком легко для автомобиля весом 2,4 тонны. Главное во время такого рывка — прижать голову к подголовнику.
Но «Гранд» может ехать не только по асфальту. Ему вполне под силу добраться по бездорожью до любой красивой видовой точки. Практически сразу после границы с Грузией в поселке Степанцминда надо повернуть направо по указателям на Троицкую церковь. Этот один из самых красивых и исторически важных соборов находится возле подножья горы Казбек, и туда ведет весьма неприятная горная дорога, изобилующая огромными булыжниками и ямами.
По ней в большом количестве шныряют туристические Mitsubishi Delica, каждый водитель которого пытается сказать, что «ты, брат, туда на доедешь на этом автомобиле». Но уж нет! Сначала это Jeep, а потом уже SRT!
Основная же сложность на подъеме заключается именно в выборе правильной траектории движения между препятствиями в виде булыжников, деревьев и встречных микроавтобусов-внедорожников. Еще после дождя здесь может быть очень скользко, но благодаря «умной» системе полного привода даже на шоссейной резине Jeep уверенно дополз до самой церкви, ничего себе не повредив. Надо отметить, что самыми уязвимыми с точки зрения геометрической проходимости элементами в Jeep Grand Cherokee SRT8 являются достаточно низкий передний бампер и глушитель. Кстати, в переднем бампере находится дорогостоящий радар, который является частью автоматической системы торможения в случае нештатной ситуации.
Если вы плохо переносите плотный городской трафик и толпы туристов, то после спуска с Крестового перевала рекомендую поехать, не заезжая в Тбилиси, в грузинский курорт Боржоми.
В Боржоми можно не только лечиться водой. Обязательно стоит подняться по лесу до минеральных ванн, которые находятся в паре километров от входа в парк. С этого года администрация стала брать плату за посещения термальных источников в размере 5 лари (125 рублей) с человека, но зато здесь созданы все условия для комфортного отдыха в течение всего дня. Пожалуй, приятнее всего плавать в теплых серных ваннах, когда на улице немного прохладно.
Трансаджарская трасса
Из Боржоми логично поехать на море, в Батуми. Согласно карте, самый короткий путь лежит через Ахалцихе и Хуло, но навигатор даже не предлагает такой вариант, а требует ехать по маршруту, который в два раза длиннее! И надо сказать, что поехать в Батуми по предложенному Google Maps вариантом будет настоящим преступлением.
Как оказалось,
Трансаджарская трасса — одна из самых живописных дорог, что я видел, возможно, даже более эффектная, чем Военно-Грузинская дорога, по которой все автомобильные туристы въезжают в Грузию. Здесь водопады, скалы, хвойные леса, альпийские пейзажи, поля из цветов и прочая красота.
Но надо учесть одно «но» — асфальт есть только первые километров 30 после Ахалцихе, потом начинается достаточно суровая грунтовка, которая, впрочем, проезжается и на моноприводных автомобилях.
Всего Трансаджарская трасса имеет протяженность 160 км, однако с учетом регулярных остановок на фототочках, другими словами — после каждого поворота, небольшая дистанция растягивается на целый день. Но это, безусловно, стоит потраченного времени. И здесь Jeep Grand Cherokee SRT8 на низкопрофильной резине показал, что он сначала Jeep, а потом уже SRT. Броды, камни, колейность, грязь — все ему по плечу! Можно даже для красивого кадра прохватить по серпантину, что называется, с дымком.
Одна из главных достопримечательностей Трансаджарской трассы и всей Аджарии — арочные каменные мосты, возраст которых составляет более 900 лет. Самый известный из них — мост царицы Тамары.
Он находится близко к Батуми, поэтому здесь всегда достаточно много туристов. Однако со стороны Ахалцихе, а именно оттуда я еду в Батуми, слева от дороги находится арочный мост Дандало, до которого из Батуми мало кто доезжает. Мост полностью в вашем распоряжении.
Грузинский Лас-Вегас и дорогой Тбилиси
Батуми — это игровая столица Грузии, куда приезжают спустить деньги из Азербайджана, Турции, Ирана и других стран. В отличие от Лас-Вегаса, здесь есть море и большой оборудованный пляж с прекрасной набережной. С отелями здесь тоже порядок: Radisson Blu, Hilton, Sheraton и так далее. Причем большинство из них стоят в районе 100 долларов за ночь, а это в два, а то и в 2,5 раза дешевле, чем стоимость аналогичных отелей в Тбилиси.
Тбилиси действительно стал дорогим городом в плане проживания.
При том огромном потоке туристов, который в прошлом году составил более 6,4 млн человек, здесь явно не хватает отелей класса выше среднего. В итоге спрос превышает предложение, и цены быстро отрываются от реальности. Поэтому где-нибудь в Ницце или Барселоне можно спокойно найти гостиницу намного дешевле, чем в Тбилиси.
Но это все мелочи, которые не могут испортить положительного впечатления о стране. Даже введение платной парковки в столице Грузии с непонятной системой оплаты никак не сказалось на единении с грузинской культурой.
Здесь есть где погонять на Jeep Grand Cherokee SRT8. Буквально в 20 минутах езды от Тбилиси находится современная гоночная трасса Rustavi International Motorpark, которая не уступает Moscow Raceway. Час свободной практики здесь стоит 80 лари (1900 рублей). При том, что на том же Moscow Raceway одна 15-минутная сессия на своем автомобиле будет стоить 3000 рублей! Так что приготовьтесь покупать здесь второй комплект шин, если сильно увлечетесь проездами по треку. А увлечься на «Гранде» очень легко.
Автомобиль однозначно заточен под гоночную трассу. Вот где можно полностью реализовать крутящий момент в 624 Нм! Из 5 комплексных режимов работы автомобиля 3 относятся к быстрой езде: Track, Sport, SRT, а еще характеристики всех основных узлов можно настраивать вручную: распределение крутящего момента между осями, жесткость амортизаторов, скорость переключения передач 8-ступенчатой автоматической трансмиссии, режим работы силового агрегата и рулевого управления
Jeep Grand Cherokee SRT8 прекрасно подходит для премиальных путешествий. Это комфортный, быстрый и достаточно проходимый автомобиль, который еще и выглядит весьма эффектно. А запас мощности просто поражает.
Причем не обязательно ездить на внедорожнике всегда быстро, достаточно знать, что в любой момент ты можешь неистово ускориться, распугивая соседей по потоку. И самое главное, Jeep Grand Cherokee SRT8 по меркам своего класса стоит совсем недорого — 5 200 000 рублей. К примеру, ценник на Range Rover Sport 5,0 начинается от 6 758 000 рублей, а BMW X5M — от 7 миллионов рублей.
Подводя итог, можно констатировать, что если не особо задумываться о стоимости отелей, ужинах в ресторанах и расходе топлива, то поездка в Грузию на 10 дней обойдется примерно в 100 000 рублей на двоих. Дорого? Возможно. Но это будет первоклассный отдых. Разумеется, съездить в Тбилиси можно и за гораздо меньшие деньги, но тогда придется экономить. А на Jeep Grand Cherokee SRT8 экономить никак нельзя.